Во вторник в Московском городском суде продолжился процесс над Никитой Тихоновым и его сожительницей Евгенией Хасис, которых обвиняют в убийстве адвоката Станислава Маркелова и сопровождавшей его журналистки Анастасии Бабуровой, совершенном в Москве 19 января 2009 года. Свидетель защиты заявил, что у Хасис есть алиби, а потерпевший Михаил Маркелов выразил уверенность, что именно подсудимые виновны в убийстве его младшего брата Станислава. Суд также отказал в дистанционном допросе основного свидетеля, который скрывается за границей.
Глава организации "Русский вердикт" Алексей Барановский сообщил на заседании Мосгорсуда, что у Хасис есть алиби, так как в момент совершения преступления она вместе с ним покупала шампанское, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации из зала суда.
- Суд недосчитался еще одного присяжного, а также важного свидетеля
"Я хорошо помню 19 января 2009 года, так как 20 января мой день рождения. В этот день я ходил вместе с Хасис покупать шампанское. Мы встретились 19 января не раньше 12 часов утра и не позже четырех часов дня и отправились в магазин. Об убийстве Маркелова мы узнали, находясь в магазине, я сообщил эту новость Хасис", - рассказал Барановский.
Он добавил, что Хасис участвовала в деятельности "Русского вердикта", выявляя факты радикального национализма для последующей борьбы с ним. Он уточнил, что борьба с радикальным национализмом велась в рамках научных конференций и круглых столов.
"Чтобы снизить градус радикальных проявлений, нужно давать правым легальные способы проявления своих взглядов", - заявил свидетель.
Он добавил, что фотографии отрубленной головы и заявления от имени "Боевой организации русских националистов", обнаруженные в ноутбуке Хасис, были обнаружены им в интернете и переданы ей в рамках работы по выявлению радикального национализма.
Но Михаил Маркелов считает, что его младшего брата Станислава убили именно подсудимые. Он заявил, что считает виновными в преступлении неонацистов, неоднократно угрожавших адвокату из-за его правозащитной деятельности и участия в судебных делах на стороне антифашистов. Михаил Маркелов дал показания перед коллегией присяжных в статусе потерпевшего. При этом он заявил, что его родство с жертвой не помешает ему быть объективным.
Отвечая на вопросы государственного обвинителя, Михаил Маркелов пояснил, что знал от следствия о причастности к преступлению неонацистов. Он пояснил, что делал соответствующие заявления для прессы, чтобы вызвать реакцию у скрывающихся от следствия убийц.
"Конечная цель вот здесь находится. Конечная цель достигнута, она за стеклом", - сказал Маркелов, указав на застекленную скамью подсудимых.
Он считает, что из адвоката после гибели пытаются сделать значимую политическую фигуру. "Но он был аполитичен до мозга костей", - отметил брат убитого. По его словам, адвокат разделял взгляды антифашистов, "поскольку так был воспитан".
"В антифа у него были друзья или товарищи. Он считал, что нет другой силы, которая сегодня противостоит нацистам, хотя соглашался, что с обеих сторон отморозки", - пояснил потерпевший.
Михаил Маркелов также сообщил присяжным, что его брат получал неоднократные угрозы со стороны "людей правого толка". Он отметил, что адвокат предполагал возможную связь угроз с делом бывшего полковника Юрия Буданова, в ходе которого он представлял семью убитой чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, или с делами в отношении неонацистов.
"Об угрозах Станислав говорил постоянно, но он всегда относился к ним халатно. Он говорил: вот, всякие отморозки обещают меня убить", - уточнил брат погибшего.
Суд недосчитался еще одного присяжного, а также важного свидетеля
Еще один присяжный выбыл во вторник из состава коллегии, с участием которой рассматривается дело. "В коллегии осталось 18 человек, так как выбыл еще один присяжный", - сказал судья Александр Замашнюк. Изначально в коллегию входили 12 основных и девять запасных присяжных. О причинах выбытия присяжного не сообщается.
Утрачен для суда и ключевой свидетель - лидер "Русского образа" Илья Горячев, скрывающийся за границей. Московский городской суд отказался допросить его дистанционно, передает "Интерфакс".
Во вторник в качестве свидетеля защиты был допрошен журналист The New Times Евгений Левкович, поддерживающий связь с Горячевым. Отвечая на вопрос адвокатов подсудимых, корреспондент пояснил, что готов связаться с Горячевым и предложить дать ему показания по конференц-связи в суде.
В ответ на это председательствующий судья Александр Замашнюк пояснил, что согласно действующему законодательству допрос свидетеля по видеосвязи возможен только в случае, если допрашиваемый находится на территории РФ. "Только тогда можно достоверно установить его личность", - пояснил судья.
Кроме того, журналист Левкович передал суду полученный им по почте письменный отказ Горячева от ранее данных показаний. Ранее стало известно, что Горячев, давший против Тихонова показания на предварительном следствии, скрылся за границей и прислал в суд письменный отказ от них, заявив о давлении следствия.
На одном из предыдущих заседаний судья Замашнюк заявил, что не располагает данными, будто в адрес суда поступал письменный отказ Горячева от показаний. Кроме того, он пояснил, что суд по-прежнему не оставляет попыток вызвать Горячева на заседание.
Адвокат Станислав Маркелов и журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова были застрелены 19 января 2009 года в Москве на улице Пречистенке. По обвинению в совершении убийства на скамье подсудимых Мосгорсуда находятся один из основателей журнала "Русский образ" Никита Тихонов и активистка правозащитной организации "Русский вердикт" Евгения Хасис.
Тихонов обвиняется в убийстве, незаконном хранении оружия и подделке документов, ему грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Он признает факты торговли оружием и подделки документов, но не признает обвинения в убийстве. Хасис предъявлено обвинение в соучастии в убийстве, которое она отрицает.
По данным следствия, преступление обвиняемые совершили в связи с активным участием Маркелова в антифашистском движении и осуществлением им профессиональной деятельности по защите лиц, придерживающихся антифашистской идеологии. Бабурова же была застрелена как свидетельница убийства Маркелова.
Сторона защиты во вторник планирует завершить предоставление доказательств, после чего государственное обвинение выступит с дополнениями к ранее предоставленным доказательствам, допросив ряд свидетелей.