Ситуация вокруг 201-й российской военной базы (РВБ), дислоцированной в Таджикистане, не проясняется, а еще более запутывается
Global Look Press
Ситуация вокруг 201-й российской военной базы (РВБ), дислоцированной в Таджикистане, не проясняется, а еще более запутывается
 
 
 
Ситуация вокруг 201-й российской военной базы (РВБ), дислоцированной в Таджикистане, не проясняется, а еще более запутывается
Global Look Press

Ситуация вокруг 201-й российской военной базы (РВБ), дислоцированной в Таджикистане, не проясняется, а еще более запутывается. В Душанбе, как оказалось, еще даже не читали предложений Москвы по продлению аренды базы и готовят свой вариант. Такое странное и загадочное заявление сделал министр обороны республики Шерали Хайруллоев.

"Мы готовим сейчас свой вариант и отправляем его на рассмотрение в Россию. Наши рабочие группы по каждому пункту договора будут искать точки соприкосновения. Наш вариант никто не получал, и российский вариант еще никто не читал", - объявил он на пресс-конференции по итогам переговоров с главой Минобороны РФ Анатолием Сердюковым, прошедших в Калининграде в рамках заседания Совета министров обороны СНГ.

"Надо было прочесть, мы его давно отправили", - парировал немного опешивший от этой новости Сердюков.

Его таджикский коллега не уточнил никаких деталей таджикского плана и не стал комментировать недавние заявления начальника Генштаба ВС РФ Николая Макарова и главкома Сухопутных войск Владимира Чиркина с критикой позиции Душанбе по вопросу о подготовке соглашения о дальнейшем пребывании 201-й РВБ на территории Таджикистана.

Хайруллоев лишь отметил, что "президентом Таджикистана после того, как был получен проект договора, который составило Минобороны России, создана правительственная комиссия (по подготовке договора) во главе с премьер-министром, куда вхожу и я", передает ИТАР-ТАСС.

3 июля Макаров сообщил, что Минобороны России решило приостановить выделение средств на развитие 201-й РВБ, пока не решен вопрос о продлении срока пребывания там российских военных. Он напомнил, что между двумя странами была достигнута договоренностьм, согласно которой протокол на продление соглашения о размещении этой базы на территории Таджикистана после 2014 года будет подписан в первом квартале текущего года.

Однако "Таджикистан вдруг заупрямился, и мы вынуждены были приостановить выделять средства на обустройство базы, пока не прояснится ситуация", подчеркнул Макаров, выразив надежду, что "здравый смысл все-таки победит".

Главком Сухопутных войск РФ Владимир Чиркин еще на прошлой неделе заявил, что будущее российской базы, дислоцированной в этом регионе фактически с момента окончания Великой Отечественной войны и являющейся крупнейшей сухопутной российской РВБ за пределами РФ, находится под угрозой.

Он пояснил, что "Таджикистан выдвигает совершенно невыполнимые требования, которые все время изменяются", и ведет "некрасивую "восточную торговлю", которой пока не видно конца". Тогда же Чиркин объявил и об угрозе локального вооруженного конфликта в регионе, чем вызвал негодование у таджикских дипломатов.

Чиркин пояснил, что речь идет, в частности, о сроках размещения базы: "Предлагалось ограничиться сначала 10 годами, затем 20, в крайнем случае - 29 годами. Затем захотели безвозмездно получить боевую технику, потом - боеприпасы. Такие же предложения идут по денежным средствам за базу".

Отметим, что солидную партию военной техники Таджикистану готовы на безвозмездной основе предоставить США. В настоящее время Пентагон ведет с этой страной, а также с Киргизией и Узбекистаном о том, чтобы после вывода в 2014 году войск НАТО из Афганистана американская техника осталась в регионе.

Действующее соглашение о пребывании 201-й базы было подписано в Душанбе в октябре 2004 года сроком на 10 лет. Переговоры по пересмотру статуса базы начались в октябре 2008 года.

В сентябре 2011 года в ходе визита в Таджикистан президента РФ Дмитрия Медведева стороны договорились о подписании в первом квартале текущего года соглашения о продлении пребывания 201-й РВБ в Таджикистане на 49 лет. Однако затем представители таджикского МИДа заявили, что ни одна из сторон переговорного процесса их не форсирует, и поэтому соглашение будет подписано позднее.