Чеченка Зара Муртазалиева, осужденная за подготовку теракта и отбывающая наказание в мордовской колонии на станции Потьма, с четверга имеет право на условно-досрочное освобождение. Решение о ее дальнейшей судьбе примет суд, который состоится в ближайшее время. Имя Муртазалиевой фигурирует в списке из 15 политзаключенных, поданном правозащитниками Медведеву с просьбой об их освобождении. В правительстве Чечни обещают предоставить ей работу в аппарате уполномоченного по правам человека. Между тем, последние два месяца Зара не связывалась ни с родителями, ни с адвокатом, пишет газета "Новые известия".
Адвокат Марина Морозова, отправившая на днях ходатайство об условно-досрочном освобождении в Зубово-Полянский суд, рассказала газете, что в Чечне за судьбой Муртазалиевой следят на правительственном уровне и гарантируют ее социальную адаптацию и трудоустройство в республике. Зампредседателя правительства, руководитель администрации президента и правительства Чеченской республики Абдулкахир Израйилов направил в суд ходатайство об условно-досрочном освобождении девушки. Уполномоченный по правам человека республики пообещал предоставить Заре работу у себя в аппарате.
- Муртазалиева была осуждена несмотря на то, что дело разваливалось
Зара Муртазалиева была задержана 4 марта у дома номер 16 на проспекте Вернадского, где расположена гостиница МВД РФ "Комета". При личном досмотре у нее было изъято 196 граммов бризантного взрывчатого вещества типа "пластит-4".
Мосгорсуд 17 января 2005 года приговорил Зару Муртазалиеву к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима, признав виновной в подготовке террористического акта и вовлечении лиц в его совершение. Кроме того, суд признал ее виновной в незаконном хранении и приобретении взрывчатого вещества. Позже Верховный суд РФ снизил ей срок наказания на полгода.
"Суд установил, что Муртазалиева осуществила вовлечение лиц в совершение теракта. В сентябре 2003 года она прибыла в Москву и в октябре того же года в помещении мечети познакомилась с двумя русскими девушками с целью их вербовки", - говорится в приговоре.
"Муртазалиева в своих разговорах с Вороновой и Куликовой (девушки, которых согласно приговору Муртазалиева пыталась завербовать - прим. ред.) создавала отрицательное отношение к органам власти, являясь активным противником существующего в России конституционного строя. Кроме того, она создавала положительный образ террористок-смертниц", - сказала судья, оглашая приговор. При этом суд счел надуманным утверждение Муртазалиевой о том, что ей подбросили взрывчатое вещество.
"Установлено, что ранее Муртазалиева проходила подготовку в одном из лагерей террористов-смертников и прибыла в Москву для организации и подготовки серии террористических актов. Для реализации своих планов она пыталась привлечь к совершению терактов двух жительниц столицы, исповедующих ислам, осуществляя их психологическую и моральную подготовку", - сообщили в пресс-службе ГУБОП.
Сама Муртазалиева своей вины в ходе судебного следствия не признала.
Муртазалиева была осуждена несмотря на то, что дело разваливалось
Адвокат осужденной Владимир Суворов обращал внимание суда на множество неувязок в деле. "Согласно материалам дела, 4 марта 2004 года у Муртазалиевой случайно был обнаружен пластит. Такая случайность противоречит тому факту, что девушка находилась под полным контролем УБОП, – писал в кассационной жалобе адвокат. – При задержании и личном осмотре, после того как Муртазалиева заявила, что два брикета, завернутые в фольгу, были ей подброшены сотрудниками милиции, у нее не взяли смывы рук и не сняли отпечатки пальцев, имеющиеся на упаковках брикетов. Не была проведена дактилоскопическая экспертиза упаковок из фольги. Более того, пластит, как основное вещественное доказательство, был полностью уничтожен, к делу приобщена записка о его уничтожении".
Кроме того, еще в самом начале процесса рассыпалась версия о том, что Зара проходила обучение в одном из лагерей подготовки террористов в Азербайджане: как выяснилось, таких лагерей в природе не существует.
На суде обе девушки отказались от своих показаний против Муртазалиевой и заявили, что дали показания под давлением оперативников.
Как пишет газета, на свидании в колонии Зара рассказала, что следователи говорили, что знают о ее невиновности, но вынуждены ее обвинять, потому что "люди подневольные". В колонии она много читает, занимается английским языком, йогой, пишет издание.
Вместе с тем, как отмечает газета, от Зары давно нет писем и более двух месяцев она не звонила матери. Нет от нее вестей и у адвоката.