В Сургуте возбуждено уголовное дело по факту халатности в отношении сотрудников Комитета опеки и попечительства администрации Сургутского района, которые подозреваются в умышленной смене личных данных малолетней девочки. По данным следствия, ребенка планировали передать для удочерения семейной паре из Бельгии, говорится в сообщении СК по Ханты-Мансийскому автономному округу.
Как установило расследование, в марте 2011 года девочку в возрасте трех месяцев сдал в одну из больниц Сургутского района ее предполагаемый отец. Официальный представитель окружного управления СКР Елена Шерман рассказала "Интерфаксу", что мужчина при этом назвал фамилии ребенка и ее матери, место их жительства. По его словам, мать не смогла получить свидетельство о рождении дочери из-за отсутствия паспорта - у нее имелась лишь справка об освобождении из колонии. По сведениям газеты "Коммерсант", отец сказал, что малышку зовут Ульяна Фролова.
После этого никто из родственников ни разу не пришел навестить девочку и не искал ее. Однако, по мнению следствия, должностные лица должны были предпринять необходимые меры для установления родных. Но вместо этого в документах девочки на имя Екатерины Романовой чиновники указали, что родителей у нее нет, а сама она - подкидыш.
В сентябре прошлого года Сургутский районный суд рассматривал вопрос об удочерении этой девочки бельгийской семейной парой. В ходе разбирательств всплыл факт незаконной смены документов. Процесс удочерения был отложен.
В настоящее время двухлетняя Ульяна-Екатерина находится на территории Российской Федерации в Урайском специализированном доме ребенка, отмечают в СК. По словам Елены Шерман, родители по-прежнему не изъявляют желания ее забрать. Выяснилось также, что ее мать снова находится в местах лишения свободы.
Между тем следствие в связи с незаконной сменой данных ребенка устанавливает лиц, причастных к совершению преступления по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).
Замглавы департамента госполитики о деле: "Это сейчас модно, вот они и возбудили"
В пресс-службе районной администрации и Урайском доме ребенка "Коммерсанту" отказались дать официальные комментарии. В приватных беседах чиновники пояснили, что дали новое имя девочке, так как искали ее родителей, но не нашли. Уже после суда родители все же были установлены, через суд решается вопрос о лишении их родительских прав, сообщили источники изданию. В Сургутском райсуде отметили, что данные дела закрыты для общественности.
В свою очередь заместитель главы департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Владимир Кабанов, комментируя скандал, высказал мнение, что дело было возбуждено, потому что "это сейчас модно". По его данным, у органов опеки нет никакой инструкции, обязывающей разыскивать родителей подкинутого ребенка. В обычной практике оформляется акт с участием полицейских, и через шесть месяцев ребенок признается сиротой, поведал чиновник.
Отметим, что это не первый скандал с усыновлением российских детей иностранцами после принятия "антимагнитского" закона. Так, в начале января челябинские СМИ сообщили, что воспитывающийся в школе-интернате 14-летний Максим Каргопольцев якобы обратился с письмом к депутатам Госдумы и президенту Владимиру Путину. В обращении подросток, по сведениям прессы, просил сделать исключение из закона и разрешить американской чете завершить процедуру его усыновления. Впрочем, в тот же день в интернате опровергли информацию, а позже и сам мальчик заявил, что ничего подобного он не писал.
Новый виток бурных дискуссий по поводу правомерности принятия "сиротского" закона вызвало сообщение о гибели в США при странных обстоятельствах трехлетнего ребенка из России Максима Кузьмина. Этим делом занялся СК, а тем временем в минувшую субботу власти на волне разбирательств организовали митинг "В защиту детей" в Москве.
Следователи проверяют законность документов, на основании которых были усыновлены ранее проживавшие в детском доме в Псковской области Максим Кузьмин и его брат Кирилл, который продолжает оставаться в США. Американцы объявили, что Максим погиб в результате несчастного случая, самостоятельно нанеся себе травму.