Бывший командир базы ВМФ, сгоревшей дотла в подмосковной Коломне, дал интервью изданию Life News, в котором рассказал, что на самом деле случилось на базе и почему огонь не смогли остановить. Как утверждает уволенный после ЧП Виктор Биронт, которому теперь грозит уголовная ответственность за пожар, его вместе с солдатами оставили без помощи: пожарные предпочитали тушить дорогие коттеджи, а не спасать имущество Министерства обороны.
По словам Биронта, он вместе с матросами и гражданским персоналом базы в течение десяти дней до пожара боролся с огнем в лесу, так как он уже подступал к базе вплотную. При этом Биронт постоянно докладывал начальству о ситуации, но никакой помощи сверху не дождался. В результате в момент, когда огонь подходил к базе площадью 115 га, всю ее территорию защищали немногим более 40 человек.
29 июля, когда загорелась база, пожарные приехали только спустя два часа после вызова. Ни МЧС, ни милиция тоже не торопились. По словам Биронта, все кинулись спасать многомиллионные дачи, которые находились в области. В итоге только спустя несколько часов прибыли пожарные, а затем приехала машина из Москвы. К ночи прибыл замминистра обороны.
Высокопоставленные чиновники, в частности зам по безопасности Шумеев (судя по всему, имеется в виду заместитель главы администрации ГО Коломны Виктор Шумеев), приезжали и в течение тех десяти дней, когда пожары полыхали вокруг базы, но никакой существенной помощи они не предоставили. Пожарную команду, по словам Биронта, которому поручили руководство базой в мае, ликвидировали еще в феврале.
Биронт уточнил, что его матросам удалось спасти новые машины, которые находились на базе в момент пожара. Он оценил их стоимость в 40 млн рублей. Все остальное, что там было, по его словам, было либо сломано, либо негодно к эксплуатации из-за истекших сроков.
"А потом все закончилось, все закрыли и нам сказали, что по-большому счету все м***ки. Мол, здесь горит, а они лезут в пекло и спасают технику. Я не защищаю себя, я сказал, как есть. По идее, я должен был за три месяца вырвать все, что выросло за 60 лет в этом лесу. Потому что 60 лет там никто ничего не делал..." - подытожил командир части.
Следствие: командование слишком поздно сообщило о пожарах
Стоит отметить, что версия, выдвинутая следствием, кардинально отличается от рассказа командира части. Следователи установили, что некоторые объекты базы вообще не были оснащены средствами пожаротушения, а пожарные автомобили и другие технические средства борьбы с огнем не годились к использованию, сообщает Газета.Ru со ссылкой на пресс-службу военной прокуратуры Московского военного округа.
Кроме того, в пределах противопожарной зоны якобы находилась сухая трава. При всех этих нарушениях, по версии следствия, должностные лица авиации ВМФ вообще не вели контроль противопожарной безопасности базы. В военной прокуратуре утверждают, что командование слишком долго пыталось справиться с огнем своими силами и поздно вызвало пожарных.
Эту задержку эксперты связывают с тем, что рядом с базой расположен секретный пункт связи, в случае возгорания которого ущерб мог бы быть значительно большим. "Такие секретные объекты прячут в лесу. Они должны охраняться, плюс маскировка. Очевидно, что в случае пожаров военным надо заранее привлекать МЧС, но из-за того, что объект секретный, могли возникнуть проблемы по взаимодействию", - считает военный эксперт ИМЭМО РАН Владимир Евсеев.
Напомним, что, по официальным сообщениям, на базу хранения в подмосковной Коломне перекинулся огонь от лесных пожаров. Это произошло 29 июля, а 30 июля огонь был локализован. В итоге сгорели штаб, финансовая часть, клуб, два бокса автомобильного парка, 13 хранилищ с авиационным имуществом различного назначения, 17 открытых площадок для хранения техники с находившимися на них автомобилями. Между тем ранее портал Life News писал, что на базе в момент пожара находилось 200 самолетов стоимостью 20 млрд рублей, которые сгорели дотла. Эту информацию официальные лица не подтверждают.
Сразу после того, как в СМИ появилась информация о сгоревшей базе, последовали массовые отставки и увольнения, инициированные президентом Дмитрием Медведевым. 4 августа, согласно распоряжению президента, министр обороны уволил главного инженера базы подполковника В. Марченко, заместителя начальника базы по хранению майора Р. Гидаятова, командира роты обеспечения и охраны майора А. Ермолова, начальника отдела материально-технического обеспечения В. Карандака и начальника седьмого отдела хранения В. Мельсисиденко.
В связи с невыполнением условий контракта Медведев также уволил с военной службы начальника центральной авиационно-технической базы морской авиации ВМФ подполковника Виктора Биронта. При этом президент заявил, что в момент пожара "руководство базы вообще неизвестно где находилось".
Кроме того, не избежали наказания и высшие чины в ВМФ. Главкому ВМФ адмиралу Владимиру Высоцкому и начальнику Главного штаба ВМФ, первому заместителю главкома Александру Татаринову вынесены предупреждения о неполном служебном соответствии. Из-за этого инцидента были уволены замначальника тыла ВМФ Сергей Сергеев, начальник морской авиации ВМФ Николай Куклев, замначальника морской авиации ВМФ полковник Рассказов, а также временно исполняющий обязанности заместителя начальника морской авиации по тылу Манаков.