Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, комментируя процесс по делу Pussy Riot, признался, что ему "очень стыдно и обидно" за государство, "своей бессовестностью позорящее нашу Россию". В заявлении по этому поводу, опубликованном на сайте Пресс-центра Ходорковского и Лебедева, бизнесмен, отбывающий срок в карельской колонии, написал, что ему больно наблюдать за тем, как судят Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич, отметив, что слово "судят" соотносится в этом случае лишь со средневековой инквизицией.
Так как процесс проходит в том же Хамовническом суде Москвы, который в декабре 2010 года выносил приговор по второму делу ЮКОСа, Ходорковский подробно рассказал об условиях содержания, доставки и пребывания подсудимых в стеклянном "аквариуме" во время суда. Он напомнил, что аквариум в зале суда номер 7, где прошли несколько заседаний по делу Pussy Riot, был сделан специально для них с Лебедевым после того, как Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал, что содержание подсудимых за решеткой нарушает Конвенцию о правах человека.
- Западная пресса о деле Pussy Riot: "могущество женской плоти" и образ жизни патриарха
"Это такое изощренное глумление над людьми, осмелившимися подать жалобу в ЕСПЧ: ах, мол, вы говорите, что клетка с решеткой - плохо, а вот получите клетку из стекла, стакан с амбразурой для переговоров с адвокатами, в которой надо нагибаться в три погибели, чтобы что-то сказать", - с горечью написал Ходорковский. По его словам, находиться летом в стеклянной клетке очень дискомфортно - там жарко, потому что охлажденный кондиционером воздух из зала попросту не проходит через плотную преграду.
Ранняя побудка, унизительные обыски и еда хуже "бомж-пакета"
Ходорковский поведал, что не только сам процесс, но и доставка туда - настоящее испытание для подсудимых. Их поднимают в СИЗО до завтрака, потом "маринуют" в небольшом по площади помещении ("стакане"), после чего не менее двух-трех часов везут в суд по пробкам. Кроме того, все подсудимые проходят минимум через четыре унизительных обыска - два в СИЗО до отбытия и после приезда, еще два проводит конвой. Таким образом, еще до начала заседания подсудимым система организует шесть часов издевательств.
В зале суда, по воспоминаниям Ходорковского, подсудимых ждет тот самый аквариум, о котором он упоминал, где требуется адекватно реагировать на происходящее и следить за показаниями свидетелей при полном отсутствии условий для этого.
Отдельно автор комментария о процессе Pussy Riot остановился на еде, которой государство обеспечивает подсудимых. Напомним, что на суде над Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич их адвокаты неоднократно жаловались, что девушек не кормят и дают крайне мало времени для отдыха, сна и подготовки к процессу. Как указывала защита, обвиняемые не успевают на завтраки и ужины в СИЗО и питаются только сухим пайком.
Михаил Ходорковский рассказал, что именно входит в сухой паек. "Сухая лапша, сухая каша. Даже не "бомж-пакет" - хуже. Пока лапша успевает раствориться в кипятке до кондиции - 20-минутный перерыв закончен. Но если кто-то страдает почками, такое питание - это почти убийство", - написал экс-глава ЮКОСа, добавив, что он перестал есть такую сомнительную пищу на вторую неделю процесса.
Как известно, судья Марина Сырова никак не реагировала на жалобы участниц Pussy Riot, однако на последнем заседании все-таки увеличила перерыв, чтобы они могли съесть хотя бы свой сухой паек. В один из дней девушкам даже несколько раз вызывали "скорую помощь" в связи с ухудшением их самочувствия.
Но и после заседания издевательства над подсудимыми не заканчиваются. По словам Ходорковского, их везут по пробкам обратно, на ужин они не успевают, душ можно принять только в субботу. "Се ля ви... "Рабочий день" - 20 часов", - отметил экс-глава ЮКОСа, добавив, что при таком режиме удается поспать не более трех часов. "Я не знаю, как девчонки выдерживают...", - отметил он.
Ходорковский предположил, что длящиеся по 11 часов судебные заседания по делу Pussy Riot могут свидетельствовать об исполнении поручения окончить прения до конца Олимпиады. Ведь пока мировые СМИ заняты другим, "наш позор звучит не так громко", считает Ходорковский. "Позор великой страны, страны всемирно знаменитых гуманистов и ученых, стремительно превращающейся в отсталую азиатскую провинцию", - добавил он.
Автор письма призвал противостоять тем, кто "за деньги и привилегии творит произвол". Он также обратился ко всем "мыслящим, образованным и просто хорошим и добрым людям" с просьбой "послать слова надежды девочкам".