Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, управляющая "гибридом" из Минздрава и Минтруда, может лишиться значительной части своих полномочий. Детский омбудсмен Павел Астахов высказал предложение разделить "суперведомство", Министерство здравоохранения и социального развития, чтобы каждая часть сконцентрировалась на своей сфере. Эксперты критично отнеслись к такой инициативе - оргструктура от коррупции не защищает. Впрочем, некоторые называют предложение Астахова правильным - просто не надо было изначально ничего объединять.
Выступая в понедельник на круглом столе в Общественной палате, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил разделить Минздравсоцразвития на два отдельных ведомства. "Надеюсь, структура нового правительства будет сформирована таким образом, что социальные вопросы будут особо вынесены, возможно, произойдет разделение министерств - мне кажется, такая насущная необходимость существует", - цитирует "Интерфакс" слова Астахова. По мнению омбудсмена, в настоящее время социальные вопросы являются "второстепенными", даже судя по названию министерства.
Министерство здравоохранения и социального развития было сформировано в 2004 году на базе объединения Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития. В настоящее время в ведении данной структуры находятся вопросы здравоохранения, пенсионного обеспечения, соцстрахования, занятости и трудовой миграции, демографической политики, защиты прав потребителей и многие другие, включая альтернативную военную службу и курортное дело. Подконтрольными организациями являются Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Роструд, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральная медико-биологическая служба и прочие. Главой министерства в 2004 году был назначен Михаил Зурабов, в 2007 году его сменила Татьяна Голикова, с 1990 года работавшая в Минфине.
Несмотря на очевидную сверхзанятость Минздравсоцразвития, эксперты, однако, сомневаются, что главным препятствием для решения социальных проблем является "строение" ведомства. "Все можно было делать и в рамках существующей структуры. Я не считаю, что разделение ведомства - первоочередная задача", - заявил "Независимой газете" директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Аналитик агентства "Инвесткафе" Антон Сафонов поясняет, что сейчас бюджет и так имеет заметную социальную направленность, но соцпроблемы решаются медленно, так как отсутствует политическая воля: "Такое дробление будет абсолютно бесполезно, так как это ничего не изменит. Для усиления социального блока необходимо прежде всего повышать эффективность бюджетных расходов, снижать коррупцию и т.д. Средства бюджета все равно ограниченны, и без эффективного управления выделяемыми средствами качественного улучшения социального блока ждать не стоит".
Первоочередной задачей правительства, полагает эксперт, является повышение уровня жизни и снижение числа граждан, живущих за чертой бедности, - только тогда можно говорить об эффективности социальной политики. "Второй важной задачей, которая сейчас стоит перед властями, является оптимизация пенсионной системы, избавление от дефицита, правильное регулирование пенсионных платежей, совершенствование законодательства в сфере накопительной части и регулирования негосударственных пенсионных фондов". Изменение структуры министерства, по мнению аналитика, на решение этих задач мало повлияет.
Разделение Минздравсоцразвития может оказаться не только бесполезным, но и вредным с точки зрения эффективности его работы. Как полагает гендиректор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян, дробление может стать причиной усугубления бюрократизированности ведомства.
"Мне кажется, что социальный блок требует не разделения, а существенного изменения в сторону упрощения, - говорит эксперт. - Например, до 80% решений можно было бы выполнять за счет активного внедрения электронного документооборота. Тогда как при дроблении ведомства мы так разрастим его штат, что никакой эффективности добиться будет просто невозможно".
Впрочем, ряду экспертов предложение Астахова показалось вполне разумным. С одной оговоркой: изначально не надо было объединять два ведомства в одно, профильная работа должна вестись специалистами в своей области.
"Очень правильное и разумное предложение. Просто не нужно было изначально объединять две сферы в одну. В результате не получается ни того, ни другого, - заявил газете "Взгляд" член Общественной палаты, правозащитник Борис Альтшулер. - В министерстве и со здравоохранением не справляются, и с социальными проблемами. Потому что и то, и другое оказывается неполноценным. Эта целевая, профильная работа должна вестись специальными людьми".
В настоящее время, по его мнению, социальная услуга семье в стране отсутствует начисто. Эксперт приводит данные о том, что в России ежедневно появляются 300 сирот, а за последние 10 лет количество школьников уменьшилось на 40%. Все это, отмечает эксперт, - последствия почти полного отсутствия работы с семьей.
"При нынешнем положении вещей социальный блок необходимо резко усилить", - уверен правозащитник. А если делать это за счет выделения из "суперведомства" Голиковой Министерства труда и соцразвития, то оно должно стать таким же, как до объединения в 2004 году. Проблема в том, что изменение структуры управления и организации - еще не залог успеха. Не ясно, решит ли такая мера существующие социальные проблемы, замечает эксперт. Кроме того, добавятся новые: "Все равно придется думать, как будут выглядеть эти отдельные министерства".
В любом случае, официального обсуждения возможности разделения Минздравсоцразвития пока не было.