За год действия в России так называемого сиротского закона, принятого в декабре прошлого года и установившего запрет гражданам США на усыновление российских детей, в стране было усыновлено две трети сирот, которые должны были попасть в американские семьи. Об этом в интервью ведущим российским телеканалам, подводя итоги года, рассказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
"В общей сложности у нас таких детей было 259 человек, которые должны были уехать в Америку. В настоящий момент не попали в новые семьи 95", - сказал он. Глава Кабмина также отметил, что российские власти "должны сделать все, чтобы те, кто не попал в эти американские семьи, нашли свою новую семью в России или за границей".
Премьер согласился с тем, что тема усыновления "трудная" и "очень болезненная". Однако, по его мнению, предпринятые властью шаги позволили "активизировать процесс усыновления" в стране.
По его словам, за десять месяцев текущего года в РФ было на пять тысяч усыновлений и устройств в семью больше, чем в прошлом. Учитывая то, что задачей правительства было "привлечь внимание наших людей", полученные цифры, по мнению премьера, говорят о том, что "определенные моральные механизмы были приведены в действие".
Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", запрещающий усыновлять гражданами США российских детей, прозванный в прессе "сиротским" и "антимагнитским" законом, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 28 декабря 2012 года и вступил в силу 1 января 2013 года. Он стал ответом российских властей на американский "акт Магнитского" и установил запрет на усыновление российских детей американскими усыновителями.
Тогда же Россия вышла из соглашения об усыновлении с США, подписанного в Вашингтоне 13 июля 2011 года. В связи с этим был прерван процесс усыновления нескольких десятков сирот, которые еще до принятия закона уже успели познакомиться со своими иностранными усыновителями.
Судьба этих детей с самого начала особенно беспокоила противников закона. В начале ноября стало известно, что из 33 петербургских сирот, потерявших будущих родителей из-за вступления в силу нового закона, в России был усыновлен только один ребенок, еще один отправился к приемным родителям в Великобританию, три ребенка были переданы под опеку, еще одного возвратили в биологическую семью.
С января 2013 года американцы, которым так не дали усыновить российских сирот, стали подавать жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В конце ноября ЕСПЧ попросил российское правительство сообщить о судьбе детей, которые из-за принятого закона остались в России.
Получение запроса ЕСПЧ подтвердил руководитель аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрей Федоров. Первый же ответ пришел из МИДа РФ. Его уполномоченный по правам человека Константин Долгов сообщил, что многие сироты, так и не уехавшие в США, были усыновлены российскими гражданами или вернулись к биологическим матерям. При этом чиновник признал, что в него "нет сейчас статистики", сколько именно таких детей было усыновлено.
А вице-премьер Ольга Голодец, наоборот, заявила, что правительство может рассказать о каждом ребенке, попавшем под действие закона. Однако, по ее словам, ЕСПЧ не обращался к российскому правительству по этому поводу.
Ранее положительную динамику в количестве усыновляемых в России детей отмечал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. В то же время в Совете Федерации РФ признавали, что ситуация с сиротами в России существенно не улучшилась.