Полковник Генштаба Вооруженных сил РФ в отставке Владимир Квачков назвал покушение на бывшего главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, в котором его обвиняют, неумелой инсценировкой. Об этом Квачков заявил в понедельник в Мособлсуде, отвечая на вопросы гособвинителя. По словам отставного полковника, он и его друзья стали случайными жертвами службы безопасности Чубайса, которая искала офицерские организации, чтобы обвинить их в подрыве и обстреле машины Чубайса в марте 2005 года.
"Суд над нами является следствием падения случайного попадания моей машины в поле зрения службы безопасности Чубайса и желания найти радикальную офицерскую организацию", - сказал Квачков.
Отставной полковник Владимир Квачков в понедельник прибыл на уже третий по счету допрос в Мособлсуд. Главный обвиняемый по делу о покушении на Анатолия Чубайса при 30-градусной жаре немного отступил от устава и приехал в рубашке с короткими рукавами. Правда, когда судья Людмила Пантелеева пригласила его в зал суда, Квачков вновь облачился в китель с наградными плашками, отмечает "Газета.ru".
- Квачков назвал свое отношение к Чубайсу до ареста "средней степени омерзительным"
- Чубайс попросил не сажать Квачкова, опасаясь новой крови
"Почему вы стали главным обвиняемым по этому делу?" - спросил защитник Квачкова Алексей Першин. "Служба безопасности Чубайса, увидев в тот день (17 марта 2005 года) мою машину на Минском шоссе, пробила номер, узнала, что я командир диверсионной бригады, ну, и мои политические убеждения нетрудно было установить", - объяснял присяжным подполковник, считающий, что на роль участника покушения его "назначили".
Подсудимый в очередной раз заявил, что подрыв и обстрел автомобиля Чубайса - имитация покушения.
"Имитация была задумана людьми грамотными, но осуществлена бестолковыми", - заявил Квачков. Он не согласен с прокуратурой, которая говорит о мощности взрывного устройства от 3 до 11 кг в тротиловом эквиваленте. "В действительности мощность была грамм пятьсот. Сам по себе взрыв 500 грамм тротила в канаве - это, конечно, событие", - красовался перед присяжными экс-полковник спецназа ГРУ.
Он пояснил, что его недоумение, как офицера спецназа, вызывает малая мощность взрывного устройства, которую он оценивает в полкилограмма тротила, а также способ приведения мины в действие. "Люди не знали основ минно-взрывного дела", - охарактеризовал Квачков действия подрывников.
Квачков назвал свое отношение к Чубайсу до ареста "средней степени омерзительным"
По словам подсудимого, его отношение к Чубайсу до ареста было недоброжелательным, но не враждебным. "До 17 марта мое отношение к Чубайсу было средней степени омерзительным, оно постепенно менялось, просидев в тюрьме три года, оснований любить Чубайса у меня не появилось", - сказал Квачков.
Вслед за адвокатом к допросу подсудимого перешел прокурор. Подробные расспросы прокурора о том, как Квачков провел дни, предшествовавшие покушению на Чубайса, вызвали у подсудимого раздражение и иронию. Квачков еще раз напомнил собравшимся, что в день покушения случайно оказался поблизости - у него есть дача в поселке Зеленая Роща, примерно в 15 км по Минскому шоссе от места происшествия. Вечером 16 марта знакомый сына Квачкова, электрик Александр Найденов (его следователи считают одним из соучастников покушения на Чубайса), должен был провести электричество на первом этаже дачного дома, наладить освещение на крыльце и в парилке. Но вместе этого, говорит Квачков, Найденов напился.
"То есть не вполне состоялся как дисциплинированный электрик", - выбирал выражения подполковник. На следующий день, по словам Квачкова, работы должны были возобновиться, но его, Найденова и Роберта Яшина задержали, предъявив обвинение в подготовке и проведении взрыва. Сын Квачкова Александр скрылся от следствия, его местонахождение неизвестно до сих пор. Ивана Миронова задержали через год после того, как он был объявлен в розыск.
Квачков также возмутился многочисленным вопросам государственного обвинителя о цели, времени и месте покупки лопат для уборки снега. "Ах, вот в чем дело, вот почему меня три года в тюрьме держали, Чубайса, значит, лопатами били? У меня вопрос к прокурору: его били штыковыми или совковыми?" - возмутился Квачков.
Квачков рассказал гособвинителю, что служил в спецназе ГРУ, был в боевых командировках в Афганистане и Таджикистане, а после увольнения в запас в 1998 году работал в Центре военно-стратегических исследований Генштаба РФ. С ноября 1999-го по март 2000 года Квачков несколько раз был в командировках в Чечне. "В качестве кого?" - поинтересовался прокурор. "Консультанта. Консультировал командование, от командира группы до командующего группировки войск", - ответил Квачков.
Отвечая на вопросы прокурора, Квачков указал на то, что лично участвовал в организации операций по уничтожению бандформирований в ходе второй чеченской кампании. Так, Квачков, по собственному утверждению, руководил группой спецназа ГРУ и ФСБ в ходе спецоперации по уничтожению бандгруппы Шамиля Басаева, выходившей из Грозного в районе реки Сунжи.
"Я не могу сказать, что это был успех, потому что Басаев ушел, но потерял ногу, подорвавшись на нашей мине", - сказал Квачков.
Допрос Квачкова продолжится в Мособлсуде в среду. После того как гособвинитель задаст все интересующие его вопросы, наступит очередь потерпевшей стороны.
Чубайс попросил не сажать Квачкова, опасаясь новой крови
Напомним, покушение произошло 17 марта 2005 года. Как рассказал сам Чубайс, выехав на работу с дачи, он почувствовал удар в машине. По словам Чубайса, удар был настолько сильным, что машину приподняло и бросило в сторону. Сначала экс-глава РАО "ЕЭС" решил, что в автомобиль кто-то врезался. Однако вскоре его помощник сообщил, что были также звуки пуль и что машина была обстреляна из автомата. Чубайс рассказал, что после инцидента сразу же дал указание сотрудникам службы безопасности компании подключиться к расследованию и помочь милиции.
На следующий день в Москве по подозрению в причастности к покушению на Чубайса был задержан полковник в отставке Генштаба ВС Квачков - сосед Чубайса в дачном поселке Жаворонки Одинцовского района Московской области. Тогда же сообщалось, что в ходе обыска на даче задержанного были обнаружены охотничье ружье и тротиловые шашки, которые впоследствии передали экспертам, чтобы определить, эта ли взрывчатка использовалась во время покушения на Чубайса.
Второй судебный процесс по делу о покушении на Чубайса был назначен по итогам дополнительного расследования. Летом 2008 года Мособлсуд на основании вердикта присяжных оправдал обвиняемых - Квачкова, отставного десантника Роберта Яшина, а также Александра Найденова, сослуживца Яшина по 45-му полку ВДВ, и историка Ивана Миронова, сына националиста Бориса Миронова, который в 1993-1994 годах возглавлял правительственный Комитет РФ по делам печати. Верховный суд отменил оправдательный приговор.
Первоначально уголовное дело рассматривалось в Мособлсуде с марта 2006 года, при этом суд дважды распускал коллегию присяжных. Второй судебный процесс по требованию защиты также проходит с участием присяжных. Представители Чубайса просили суд запретить Квачкову приходить на судебное разбирательство в военной форме с наградами, однако суд ходатайство не удовлетворил.
В феврале, выступая на процессе, Чубайс, ныне руководящий госкорпорацией "Роснано", заявил о своей убежденности в том, что в 2005 году покушение на него совершали профессионалы и покушение не было имитацией - его хотели убить.
А недавно Чубайс обратился с заявлением к судебным органам с просьбой оставить на свободе полковника ГРУ в отставке Владимира Квачкова и его подельников, обвиняемых в покушении на него в 2005 году. По мнению Чубайса, который убежден в виновности Квачкова, его заключение в тюрьму на длительный срок может обернуться "новой кровью, новыми выстрелами, новыми жертвами".
Как отметил Чубайс, несмотря на "дикие взгляды и уголовное прошлое" подсудимых, он просит суд "во имя сохранения мира в стране" при любом вердикте присяжных не сажать обвиняемых в тюрьму. Преступление, по его мнению, было совершено "из-за радикального несогласия" с его действиями.
Как подчеркнул Чубайс, он заинтересован в установлении истины, поскольку стремится знать, "кто хотел, да и сейчас хочет", убить его. "Детальное знакомство со всеми материалами дела убеждает меня в несомненной виновности Квачкова и его подельников", - отметил бывший глава РАО "ЕЭС". По его мнению, покушение не было обычным уголовным преступлением, в него стреляли "как в политического противника".
Квачков, однако, заявил, что не верит в искренность заявления Чубайса, попросившего оставить его на свободе. По его словам, когда состоялся третий суд и был вынесен оправдательный вердикт, именно по указанию Чубайса этот оправдательный приговор был отменен Верховным судом.