Судя по имеющимся данным, активнее всего свои интересы в ЕС лоббирует "Газпром"
Global Look Press
Судя по имеющимся данным, активнее всего свои интересы в ЕС лоббирует "Газпром"
 
 
 
Судя по имеющимся данным, активнее всего свои интересы в ЕС лоббирует "Газпром"
Global Look Press

Российские компании, несмотря на действующие в Евросоюзе санкции, продолжают вести бизнес и активно отстаивать свои интересы в государствах ЕС. Исследователи Transparency International отмечают, что Евросоюз остается крупнейшим экономическим партнером России, и российские компании прибегают к стандартной практике - нанимают лоббистов для продвижения своего бизнеса. Однако, как утверждается в опубликованном отчете, в специальные реестры ЕС попадают данные далеко не о всех лоббистах.

Для регулирования лоббистской деятельности в отдельных странах ЕС и на международном уровне были созданы реестры лоббистов. Эти реестры позволяют оценить правовой аспект регистрации лоббистов и в некоторых случаях понять, кто стоит за принятием тех или иных значимых решений. Такие реестры созданы пока не во всех странах Евросоюза и оценить степень влияния корпораций на принятие государственных решений в полной мере на всей территории ЕС не представляется возможным, уточняют в организации по борьбе с коррупцией.

Представляющие интересы российских компаний агентства обязаны регистрироваться в реестрах на национальном и наднациональном уровнях. Однако крупные российские государственные компании и госкорпорации не всегда отстаивают исключительно деловые интересы и зачастую воспринимаются как "агенты Кремля". Сформированный негативный имидж российских компаний создает объективные трудности для сотрудничества между российскими организациями и представителями европейских официальных властей. Этот факт заставляет российские компании избегать публичного продвижения собственных интересов и вместо этого использовать неофициальные или непрозрачные практики лоббирования, считают в Transparency.

В опубликованном отчете приводятся данные только по тем странам, где есть открытые реестры лоббистов. Судя по имеющимся в них данным, активнее всего свои интересы в ЕС лоббирует "Газпром". На продвижение в ЕС компания ежегодно тратит не менее 900 тысяч евро. В Австрии концерн официально представляет нефтегазовая компания OMV, участница проекта "Северный поток". "Газпром" тратит на оплату лобби "более 100 тысяч евро в год".

Представитель Transparency в комментарии "Ведомостям" отметил, что в реестре указывается не конкретная сумма, а "определенный порог таких расходов", и это не значит, что именно столько стоит лоббирование интересов.

Во время слушаний о ценах на энергоносители в Еврокомиссии интересы "Газпрома" представляла Французская независимая ассоциация электроэнергии и газа, она же организовывала для представителей российского концерна встречи с евродепутатами. Словенская Geoplin d.o.o. Ljubljana защищала интересы "Газпрома" в рамках проекта "Южный поток" и организовывала совещания с правительством Словении.

В Великобритании в числе лоббистской Bell Pottinger LLP в реестре указывалась дочерняя компания "Газпрома" Gazprom EP International, однако уровень расходов и проекты, с которыми было связано лобби, не указывались в открытом доступе.

В "Газпроме" не стали комментировать запросы журналистов, однако в дочернем предприятии Nord Stream 2 AG заметили, что было бы странно трактовать деятельность австрийской OMV как лоббистскую: "Если вы будете рассматривать деятельность берлинского офиса Mercedes как лоббирование российских интересов только потому, что они продают в России много машин, вам порекомендуют обратиться к врачу".

Расходы ПАО "Сбербанк" на европейское лобби через дочернюю компанию Sberbank Europe AG и корпоративных лоббистов оцениваются в сумму не менее 100 тысяч евро ежегодно.

Коммуникационное агентство Edelman оказывало помощь Alfa Group и компании LetterOne Михаила Фридмана. Услугами консалтинговой компании Sass Consulting AG пользовались РЖД, Nord Stream 2 AG и "дочка" "Росатома" JSC Rusatom Overseas, утверждается в исследовании.

В то же время в РЖД и LetterOne опровергли данные Transparency International, а в Росатоме заявили о неточностях в отчете.