Столичная полиция, накануне задержавшая троих подозреваемых в нападении на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина, сформулировала мотив, которым руководствовался заказчик преступления. Сомнений у сыщиков не осталось - организатором преступления оказался солист балета Большого театра, блиставший в роли Ивана Грозного Павел Дмитриченко. Он уже признал вину, но в деле остается еще множество нюансов.
"Я организовал данное нападение, но не в той мере, в которой оно произошло. Причину я всю в протоколе описал", - заявил Дмитриченко. Кадры оперативной съемки показал в среду, в частности, телеканал "Россия 24".
Предполагаемый посредник Андрей Липатов на камеру заявил, что о нападении ничего не знал - лишь подвозил подозреваемого исполнителя преступления Юрия Заруцкого: "Непосредственно как все происходило - ничего такого не видел. Просто подвез, ожидал и увез".
Бывалый уголовник Заруцкий и вовсе отказался говорить, но в более приватной обстановке, по имеющимся данным, вину признал. "Ответил, что нашел рецепт изготовления кислоты в сети", - сообщил Life News информированный источник. "По версии правоохранительных органов, предполагаемый исполнитель преступления Юрий Заруцкий приобрел кислоту в одном из автомагизнов Подмосковья, после чего выпаривал из нее воду, чтобы увеличить концентрацию", - пояснил источник "Интерфакса".
В полиции заявили, что в ближайшее время намерены ходатайствовать об аресте троих задержанных. В этой связи руководство ГАБТ приняло решение провести замены в составе спектаклей, в которых задействован Дмитриченко. Так, уже 16 марта вместо него в "Спящей красавице" будет танцевать артист из другого состава. Вопрос о замене 16 апреля, когда Дмитриченко должен солировать в "Иване Грозном", пока не решен.
"Служебный треугольник"
"Мотивом нападения стало неприязненное личное отношение к Сергею Филину со стороны солиста Большого театра Павла Дмитриченко, связанное со служебной деятельностью", - сообщили в ГУ МВД по Москве.
Неприязненное отношение, по официально пока не подтвержденной версии, было вызвано конфликтом близкой к Дмитриченко балерины Анжелины Воронцовой с худруком балета. Сергей Филин, как рассказывал преподаватель ГАБТ и наставник девушки Николай Цискаридзе, не давал молодой танцовщице серьезных ролей. Цискаридзе, впрочем, Дмитриченко не упоминал.
Ряд источников в театре позже, после задержания последнего, подтвердили слова Цискаридзе: Филин-де имел основания мстить Воронцовой за "предательство". Как пишет "Комсомольская правда", балетмейстер ранее всячески поддерживал артистку: помог переехать талантливой ученице из Воронежа в Москву, снял ей квартиру за собственные деньги, нанял преподавателей, кормил, одевал, обувал. Какие отношения при этом связывали артиста и его протеже, неизвестно, но газета предполагает, что Филин имел вид на девушку с профессиональной точки зрения. Якобы он хотел забрать ее в свою бывшую труппу в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Но балерина отказалась и устроилась на работу в Большой театр. Далее версии расходятся: по мнению "КП", даже став худруком в ГАБТ, Филин девушке совсем не мстил, а напротив, снова ей покровительствовал. Есть и другая точка зрения - тот же Цискаридзе ранее рассказывал, что балерине живется несладко - Филин якобы даже пытался взять ее под контроль, переманив у преподавателя (самого Цискаридзе), но девушка и тут ему отказала.
"Уголовник помогал организатору преступления по хозяйству"
Правоохранительные органы никакие версии и подробности о конфликте в труппе комментировать не стали. На данный момент известно лишь, что подозреваемые Дмитриченко, а также предполагаемый исполнитель Юрий Зарубин и посредник Андрей Липатов написали явки с повинной.
"Скорее всего, водитель (Липатов) мог быть использован вслепую. Скорее всего, такая у них и будет позиция. Водитель так и будет говорить: "Я просто подвозил", - предположил в беседе с "Коммерсантом" юрист Александр Ефимов.
А вот опровергнуть знакомство друг с другом у задержанных вряд ли получится. "Юрий Заруцкий - это его приятель, я его видел пару раз", - заявил "Московскому комсомольцу" брат Андрея Липатова. Мать подозреваемого, в свою очередь, ранее заявляла, что тот был знаком с Дмитриченко, возил его на дачу. Был ли артист Большого знаком с предполагаемым исполнителем Заруцким, пока не ясно. Может быть, и нет. "Этот уголовник Заруцкий помогал предполагаемому организатору преступления (Липатову) по хозяйству, выполнял его поручения. Вполне возможно, выполнил и такое поручение, как плеснуть кислотой в лицо другого человека", - заявил завотделом происшествий газеты "Коммерсант" Максим Варывдин.
Подозреваемым грозит до 12 лет
Если вина подозреваемых будет доказана, то им грозят серьезные тюремные сроки. "У них 111-я статья, причинение тяжкого вреда здоровью. По практике я могу сказать, если будет доказано, исполнителю, который облил кислотой, могут дать лет восемь в силу того, что дело это громкое, достаточно безобразное и подлое. А так дают лет где-то пять-шесть за это. Как правило, заказчик получает на два-три года меньше, чем исполнитель", - пояснил "Коммерсанту" эксперт.
При этом источники "Интерфакса" в правоохранительных органах полагают, что участникам преступления может грозить до 12 лет лишения свободы: "Поскольку нападение на Филина было совершено по предварительному сговору, вероятней всего, участникам преступления будет предъявлено обвинение по ч.3 ст. 111, которая в виде наказания предусматривает лишение свободы на срок до 12 лет".
Не исключено также, что в этом деле есть еще и другие участники. Возможно, кто-то использовал Дмитриченко, известного своим взрывным характером, - подстрекал его, настраивал против Филина, преследуя собственные цели, пишет "КП". И эта точка зрения не нова.
Например, бывший министр культуры Михаил Швыдкой высказывал предположение, что нападение на Филина является "кульминацией в той призрачной и не до конца проясненной цепочке событий последних лет, которые должны были породить разброд и шатание в балетной труппе". Действительно, сперва в США уехал балетмейстер Алексей Ратманский, затем после скандала труппу покинул Геннадий Янин. Теперь пришел черед Филина, говорил Швыдкой: "Демонстративное театральное злодейство с использованием серной кислоты - все это, помимо ударов по отдельным людям, наносило серьезный урон репутации Большого театра в целом и его балетной труппы в частности. Все словно рассчитано на властный окрик: "Да что у вас там творится в Большом театре?".