Отец нынешнего президента Чечни Ахмат Кадыров пытался отговорить сепаратистов от нападения на Дагестан, которое привело к началу второй чеченской войны. Теперешний глава республики Рамзан Кадыров утверждает, что был тогда рядом с отцом. Как могло произойти нападение ваххабитов, он до сих пор до конца не понимает, признался Кадыров в интервью "Газете Gzt.ru".
Вторая чеченская война началась ровно десять лет назад. 7 августа 1999 года боевики под командованием братьев Басаевых и Хаттаба напали на Ботлихский и Цумадинский районы Дагестана. Вскоре боевые действия были перенесены на территорию Чечни, а рейтинг нового премьер-министра Владимира Путина, который возглавил отпор террористам, стремительно взлетел. Официально военная кампания завершилась 16 апреля 2009 года с отменой режима контртеррористической операции (КТО) на Северном Кавказе.
- Кадыров недоволен правозащитниками: осуждать надо боевиков, а не его
Известие о вторжении в Дагестан Кадыров, по собственным словам, воспринял, "как и весь чеченский народ, с тревогой за будущее Чечни. Мы понимали, что надвигается война. Страшная, разрушительная, кровопролитная, которая приведет к тысячам жертв". Ахмат Кадыров тогда "прилагал титанические усилия, пытаясь предотвратить катастрофу, стремясь убедить Масхадова публично и в резкой форме осудить авантюру. Но тот не хотел или не мог слышать".
"Отец говорил, что, осудив бандитов, появился бы шанс хотя бы минимизировать возможные последствия, если даже не предотвратить войну", - подчеркнул в интервью Рамзан Кадыров. По его мнению, "предотвратить можно любую войну или локальный конфликт при наличии политической воли всех вовлеченных в сил".
"До сих пор остается без ответа вопрос, как бандам удалось на десятках машин по горной дороге, на которой и мышь сверху видна, проехать в Дагестан и вернуться обратно, - указал Кадыров. - Информированные люди говорили, что вторжение в Дагестан профинансировал Борис Березовский. Может, правда, а может, и нет, но так утверждали".
КТО сняли вовремя, теперь нужен международный аэропорт
Кадыров вновь подчеркнул, что режим контртеррористической операции отменили вовремя, "а может, и с опозданием на год-два". Отрицательного воздействия на ситуацию он не оказал, "хотя некоторые авторы публикаций спешат каждый инцидент объяснить отменой КТО".
С отменой режима КТО не прекращены спецоперации, не демонтированы блокпосты, напомнил политик. Наоборот, операции по поиску и ликвидации бандитов носят более интенсивный характер, дают хорошие результаты, уверяет чеченский президент.
Рамзан Кадыров вновь заявил, что важно придать грозненскому аэропорту статус международного."Нет объективных причин, препятствующих этому, технические возможности имеются, - указал глава республики. - Да и грех не летать в зарубежные страны и не принимать гостей в таком красивом аэропорту". "Нерешенность проблемы сдерживает развитие экономики Чечни... губительно сказывается на притоке инвестиций", - посетовал он.
Кадыров хочет, чтобы правозащитники осуждали не его, а боевиков
Кадыров прокомментировал сделанное после очередного теракта обещание высылать родителей, не способных воспитать своих детей. "Я никого депортировать в Сибирь не собираюсь, этого не позволяют законы нашей страны", - успокоил он. Однако осуждать семьи боевиков Кадыров не прекратил: "Я должен благодарить родителей, чей сын совершил подрыв, совершил обстрел? Чего они добиваются? Кого хотят осчастливить? Народу это не нужно".
"Вот если бы правозащитники произносили почаще слова осуждения в адрес тех, кто не помешал уходу сына в лес, не ударил палец о палец, чтобы вернуть его оттуда, это могло бы спасти жизни возможных жертв боевиков", - сказал Рамзан Кадыров.
"Легко осуждать Кадырова за его слова, не зная, что в моем сердце творится, когда я узнаю про гибель ни в чем не повинных людей, когда стою у могилы боевого товарища, когда глажу голову рано осиротевшей девочки или вытираю глаза, стоя перед овдовевшей в 20 лет женой молодого милиционера", - отметил он.
"Я хочу положить этому конец. В этом меня поддерживает народ, поддерживают здравомыслящие жители регионов России и, безусловно, федеральные органы власти, - заверил чеченский президент. - Я нисколько не сомневаюсь в том, что нам общими усилиями удастся навсегда покончить с этой чумой".