Музыка Александрова не самый удачный вариант для гимна великой страны √ ее припев заимствован из песни "Весенние странствия" немецкого композитора Роберта Шумана. Еще более щекотливой делает ситуацию, тот факт, что содержание немецкой песни, написанной в 1840 году на стихи Эйхендорфа, имеет несколько фривольный и совершенно неполиткорректный характер. "Весенние странствия" рассказывают о двоих друзьях, собравшихся в романтический поход. К третьему куплету дороги товарищей расходятся навсегда.
Все вышеизложенное - мнение композитора Александра Атарова, обнародовавшего свои соображения в статье под названием "┘ И Шуман великий нам путь озарил". Этот материал был опубликован в сегодняшнем номере газеты "Время МН". Сегодня же к Атарову приехала съемочная группа НТВ и он наглядно продемонстрировал, что тема припева в александровском гимне очень похожа на шуманскую тему.
С точки зрения профессионального музыканта, полагает Атаров, вполне очевидно, что в песне всегда существует всего лишь две доминирующие темы. Причем, главная - та, что в припеве. Поэтому авторство музыки советского гимна немецкий классик XIX века и советский классик ХХ века должны разделить.
Атаров не обвиняет Александрова в плагиате. Однако он считает, что вольное или невольное заимствование, приемлемое в музыкальном творчестве "представляется совершенно недопустимым в тех случаях, когда мы имеем дело с национальной и государственной символикой". Впрочем, делегаты съезда композиторов комментировали соображения Атарова довольно сдержанно, если даже не скептически. Большинство из них считает, что какая-то перекличка с темой Шумана возможна, однако ни о каком плагиате речи не идет.
Как бы то ни было, подчеркивает известный композитор Родион Щедрин, "была она (тема) заимствована, не была она заимствована ≈ это уже будут разбирать эксперты. Но если Дума в пятницу, то есть завтра, проголосует за этот гимн ≈ мы будем его иметь!".
Как это ни странно, к дискуссии о том, является ли гимн СССР истинно русским гимном, присоединился и лидер фракции "Единства" в Госдуме Борис Грызлов, намекнувший журналистам, что у музыки может быть отнюдь не большевистское происхождение. Грызлов не стал расшифровывать свои намеки, добавив, что "первоисточник, в котором музыкальная тема полностью совпадает с одной из строчек мелодии Александрова", он назовет завтра в своем выступлении в Госдуме.