В России идут горячие споры по поводу планов воссоздать "Союз русского народа". Одни видят в появлении такой организации угрозу зарождающейся российской либеральной демократии, другие же считают это необходимым условием для возрождения величия России. Об этом во вторник пишет американская газета The Washington Times. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)
22 ноября группа русских националистов под руководством скульптора Вячеслава Клыкова и с участием публициста Александра Назарова, певца Александра Шахматова, редактора "Русского вестника" Александра Сенина и других провела в Москве первое заседание координационного совета по воссозданию "Союза русского народа", на котором обсуждалось предложение провести весной будущего года съезд.
На заседании было принято обращение к россиянам, в котором говорилось, что Союз станет преемником группы, созданной в ноябре 1905 года для защиты царя Николая II и православной церкви от врагов в лице революционеров, либералов и евреев.
Целью новой организации будет "объединение русских людей для того, чтобы построить эффективное государство", основанное на принципах православия, хотя авторы обращения не исключают "возможности сотрудничества с лидерами других религиозных конфессий".
Об этом заседании с восторгом написало православное информационное интернет-агентство "Русская линия" в своем репортаже от 26 ноября. В других средствах массовой информации появились критические статьи.
Так, 1 декабря в газете "Новые Известия" появилась статья "Новые черносотенцы". Ее автор Владлен Максимов назвал воссоздание "Союза русского народа" возрождением реакционных брэндов в России и напомнил, что в царской России "Союз русского народа" был создан властями "в противовес многочисленным революционным, либеральным и социал-демократическим движениям". "Закончилось все еврейскими погромами", - напоминает Максимов.
Уже сегодня в Волгограде существует организация под названием "Союз русского народа - Русская община", лидер которой, редактор газеты Александр Терентьев, известен своими антисемитскими высказываниями.
В 1998 году отставной генерал Александр Солуянов возродил еще одну организацию, которая существовала в царское время: "Союз архангела Михаила", группа, которая в начале XX века организовывала акции насилия против евреев и других национальных меньшинств. Солуянов заявляет, что его группу поддерживает Министерство обороны, пишут "Новые Известия".
Владлен Максимов пишет о возрождении еще одной организации царской эпохи, история которой восходит к периоду правления Ивана Грозного - "Опричное братство". Как известно, опричники призывали русских убивать всех врагов их нации, царя и веры.
В своем комментарии к статье "Новых Известий" директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий написал, что эти группы немногочисленны, не имеют большого общественного или политического влияния и считаются маргинальными. Журналист Владлен Максимов также пишет, что ультраправые группы в России намного малочисленнее, чем в Европе. Тем не менее Кагарлицкий и Максимов видят большую опасность в появлении таких групп в России, так как попытки их возродить демонстрируют, что в последнее десятилетие в политической жизни в России произошел поворот.
"В противовес ельцинскому "смутному времени", когда из Кремля звучали призывы смотреть только в светлое демократическое будущее, нынешняя власть любит обращаться к историческим корням".
Борис Кагарлицкий считает, что подобные радикальные организации появляются из-за "испорченного телефона" между властью и обществом: "Президент сказал о необходимости создания гражданского общества - вот мы его и получили. Из Кремля посылают некий сигнал, который проходит по чиновничьим каналам, и на выходе всегда получается почему-то "Союз русского народа" или "Союз Михаила Архангела", - констатировал политолог. Хотя он уверен, что те, кто посылал сигнал, наверняка имели в виду нечто другое.
Максимов называет эти организации "ряжеными черносотенцами" и пишет, что рано или поздно они могут перерасти в "реальных черносотенцев".
Неудивительно, что статья в "Новых Известиях" вызвала гнев организаторов нового "Союза русского народа". В ответной статье агентство "Русская линия" назвало этот материал "ложью и безграмотностью".
"Русская линия" пишет, что он ничего другого и не ожидал от журналиста "Новый Известий", который носит "славное" имя Владимира Ленина. Далее в своих комментариях Степанов раскрывает не только взгляды тех, кто стоит за возрождением "Союза русского народа", но и их план действий для достижения своих целей.
Степанов пишет о деятельности "Союза русского народа" царских времен, при этом его слова расходятся с историческими хрониками. По словам Степанова, Союз не организовывал еврейские погромы. "Основная масса погромов прокатилась по России до того, как был создан Союз. После этого было всего два погрома и оба в Царстве Польском, где отделов русской национальной организации не было". Большинство историков придерживаются другого мнения.
Более того, Союз был создан не царем, а "по инициативе снизу, православными русскими людьми разных сословий". И численность черносотенных групп того времени "была больше", чем совокупная численность "многочисленных революционных, либеральных и социал-демократических движений", утверждает Степанов. Хотя историками доказана связь окружения царя с созданием таких групп.
Степанов прибегает к излюбленному приему лидеров радикальных групп, которые искажают или отрицают исторические факты для того, чтобы привлечь максимум сторонников.
В заключение Степанов пишет о том, что один тезис Максимова является "совершенно верным", а именно: русские национально-патриотические организации пока не представляют опасности, поскольку сейчас существуют только "ряженые черносотенцы и казаки", но "рано или поздно могут появиться не ряженые, а вполне реальные черносотенцы". Но то, чего опасается журналист "Новых Известий", Степанов приветствует, он считает, что увеличение численности новых черносотенцев "неизбежно, как неизбежен рост религиозного и национального самосознания русского народа".
Завершается статья угрожающей фразой: "Появление настоящих черносотенцев может стать только результатом осознания русскими себя как народа-богоносца, а своего Отечества - как Святой Руси".