Российские власти не впустили в страну после двухмесячного отсутствия корреспондента британской газеты The Guardian в Москве Люка Хардинга, аннулировав его визу и депортировав обратно в Великобританию, сообщает сайт издания.
Хардинг был задержан при прохождении пограничного контроля и помещен под охрану на 45 минут. После этого его посадили на обратный рейс в Лондон, вернув паспорт с аннулированной российской визой только в самолете.
"Никаких объяснений причин дано не было... Мне очень жаль покидать Россию в таких обстоятельствах. Моя виза действительна до конца мая", - сообщил сам 42-летний Хардинг в своем микроблоге на Twitter.
Люк Хардинг освещал утечки секретной информации, опубликованные на сайте Wikileaks, и содержащиеся в них обвинения в адрес путинской России. В частности, в депешах американского посольства в Вашингтон говорилось, будто Россия превратилась при Путине в мафиозное государство.
Глава Форин-офиса Уильям Хейг уже связался со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и тот обещал разобраться в этом вопросе. В британском МИДе газете подтвердили, что связывались с российскими коллегами, в том числе был звонок от министра. По словам чиновников Форин-офиса, они до сих пор ожидают ответа.
Алан Русбриджер, главный редактор The Guardian, заявил, что "налицо очень тревожное развитие ситуации в России с серьезными последствиями для свободы прессы. Вызывает беспокойство, что российское правительство теперь начнет выгонять журналистов, чья позиция его не устраивает".
Последний известный журналист, которого выгнали из России (тогда - СССР), был Агнус Роксбург, высланный в 1989 году в ответ на высылку из Лондона 11 советских шпионов. Он вернулся в Россию через несколько месяцев после падения коммунизма и работает на BBC.
Высылке Хардинга предшествовали несколько случаев преследования в России на фоне официальных протестов против его деятельности. Журналист был ненадолго задержан в апреле 2010 года в Ингушетии. В мае он взял интервью в Дагестане у отца Мариам Шариповой, смертницы, убившей 26 человек в московском метро в марте 2010 года.
В декабре в газете была опубликована статья Хардинга, в которой он сообщил, что Путин, скорее всего, знал о предстоящем убийстве Алексндра Литвиненко. Корреспондент сослался на высокопоставленного американского дипломата в Европе, который отметил, что российский премьер "внимателен к деталям". Этот доклад был частью публикаций газеты с WikiLeaks.
История Натальи Морарь
Напомним, похожий случай произошел с молдавской журналисткой Натальей Морарь, работавшей в российском издании The New Times и учившейся в России. В декабре 2007 году ей при возвращении из служебной командировки в Израиль отказали во въезде в Россию.
Тогда она улетела в Кишинев, где посольство РФ сообщило, что отказ во въезде в Россию основывается на пункте первом первой части статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". Органы в своих действиях ссылались на директиву ФСБ. А после Россия дала туманное объяснение: девушка попадает под категорию граждан, которые "выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности".
В феврале 2008 года Наталья Морарь вышла замуж за своего коллегу по New Times, российского гражданина Илью Барабанова. Они вдвоем снова попытались приехать в Россию, но пограничники опять ей помешали, после чего вместе с мужем Наталья трое суток жила в транзитной зоне аэропорта Домодедово.
Представители Натальи Морарь в России оспаривали действия ФСБ и обращались в суды, сперва Мещанский, затем Мосгорсуд, и, наконец, в КС.
Судьи КС, рассматривая жалобу в 2009 году, встали на сторону ФСБ.