Генеральный прокурор России Юрий Чайка поручил главному военному прокурору Сергею Фридинскому провести служебную проверку в связи с появившейся информацией об оказании военной прокуратурой давления на свидетелей по "делу рядового Сычева".
"В ближайшие несколько дней будет назначена служебная проверка. Все изложенные факты изучу лично. Однако делать какие-то оценки до завершения проверки считаю преждевременным", - заявил Фридинский, слова которого приводит недавно созданное управление по сотрудничеству со СМИ Генпрокуратуры РФ.
При этом новый руководитель ГВП подчеркнул, что "какое-либо давление на участников судебного процесса, особенно в условиях состязательности, является недопустимым". Он отметил в то же время, что "это одинаково относится к обеим сторонам", говорится в сообщении Генпрокуратуры.
"Результаты проведенной проверки будут незамедлительно представлены общественности. Если изложенные в СМИ факты найдут подтверждение, главный военный прокурор намерен принять самые жесткие меры", - подчеркивается в сообщении. Кроме того, в нем говорится, что "главный военный прокурор выразил уверенность в объективности и беспристрастности суда, который, кстати, проходит в открытом режиме", сообщает "Интерфакс".
В четверг в суде по "делу рядового Андрея Сычева", покалеченного "дедами" в Челябинском танковом училище, один из свидетелей обвинения рядовой Сергей Горлов, который был дежурным по казарме в ночь, когда произошла трагедия, заявил, что накануне начала судебного процесса на свидетелей-военнослужащих оказывалось давление со стороны не известного ему человека, предположительно военного.
"25 июня к нам в военную часть приехал какой-то мужчина, вроде бы говорили, что генерал. Он был в штатском, имени его нам не называли", - сказал Горлов на заседании суда. "Нас (солдат) вызывали в кабинет командира части, приезжий мужчина говорил нам, что в суде мы должны отказаться от тех показаний, которые ранее давали в прокуратуре", - cообщил Горлов. Он добавил, что при очной ставке узнает этого человека.
А на заседании суда в пятницу заместитель начальника батальона обеспечения Челябинского танкового училища капитан Михаил Докучаев заявил, что работники военной прокуратуры в январе-феврале угрожали ему преследованием за проведение личного расследования. "Я проводил опрос солдат по фактам давления на них прокурорскими работниками, о чем мне докладывали сами солдаты", - сказал Докучаев. По его словам, одного из солдат, в частности, несколько раз ударили на допросе.
"Подполковник прокуратуры Приволжско-Уральского округа в ультимативной форме потребовал от меня прекратить мешать следствию. Он сказал, что если мои солдаты будут давать одинаковые показания, что они ничего не видели и ничего не слышали, то меня обвинят в распространении круговой поруки и сместят с должности за невыполнение своих обязанностей", - сказал капитан. Он утверждал в суде, что еще некоторые работники военной прокуратуры также угрожали преследованием младшим командирам части, если они будут мешать проведению следствия, сообщает "Интерфакс".
Кроме того, Докучаев отметил в суде, отвечая на вопросы адвокатов, что 31 декабря Андрей Сычев участвовал в уборке казармы и работал в туалете. Также, по словам капитана, ранее в части был выявлен один факт намеренного членовредительства среди солдат. "Один из солдат перевязал себе ногу в двух местах веревкой", - пояснил капитан.
Докучаев подтвердил в суде, что военнослужащие старшего призыва выпивали в новогоднюю ночь, когда произошел инцидент, "по 30-40 грамм спиртного". Ранее солдаты, давая свидетельские показания, отмечали, что военнослужащие старшего призыва в новогоднюю ночь выпивали спиртные напитки - пиво, а также ликер или вино, которое было разлито в бутылки из-под кетчупа.
Еще один свидетель, рядовой Олег Макарин, также заявил в суде, что перед началом процесса на солдат оказывалось давление с целью заставить отказаться от показаний, данных в ходе следствия. "Мне сказали, что к нам в часть должен приехать какой-то генерал для разговора с нами. После обеда нас начали вызывать в кабинет командира. Приехавший человек показывал мне копии моих допросов в прокуратуре и заявление в прокуратуру о том, что мне угрожает Александр Сивяков (главный обвиняемый по делу). Он (приехавший) сказал, что за эти показания я могу понести уголовную ответственность. Он говорил мне, что в суде нужно изменить показания", - сказал Макарин.
Во второй части заседания в пятницу свидетель младший сержант Денис Клятченко в ходе допроса заявил суду, что перед Новым годом солдаты купили 38 полуторалитровых бутылок пива и спрятали их в подполе между кроватями в казарме. По словам Клятченко, это пиво военнослужащие старшего призыва пили в новогоднюю ночь. Он добавил, что солдаты, в том числе он сам и Сивяков, пили ликер, который ему (Клятченко) передала в посылке мать.
Еще один свидетель, рядовой Юрий Киров, подтвердил суду, что накануне процесса с ним беседовал человек в штатском, предлагая изменить в суде некоторые показания, данные в прокуратуре. "Командование сказало, что это генерал. Он показал мне строку в протоколе допроса, и сказал, какие именно слова нужно изменить", - сказал Киров.
После этого в судебном процессе был объявлен перерыв до 10:00 12 июля. Судья пояснил участникам процесса, что перерыв связан с некоторыми техническими моментами, не уточнив, с какими именно, сообщил "Интерфаксу" представитель гособвинения.