Старший вице-президент фонда "Сколково", обвиняемый в растрате в особо крупном размере, отстранен от работы на время расследования уголовного дела. Тем временем депутат Госдумы Илья Пономарев, которому, по версии следствия, Алексей Бельтюков выдал необоснованно высокий гонорар за сомнительного качества научную работу, приглашен в Следственный комитет. Последний вступил в заочную полемику с вице-премьером.
"С моей точки зрения ситуация вызвана тем, что на период следственных действий исполнение Алексеем Бельтюковым в полном объеме обязанностей затруднено. Поэтому на период следствия и прекращения им своих обязанностей другой сотрудник будет его заменять", - заявил "Интерфаксу" вице-президент "Сколково" Александр Чернов.
Он пояснил, что Бельтюков сам попросил отстранить его от работы и написал еще до майских праздников заявление с такой просьбой: "Это технологическая процедура - не на увольнение, а временное отстранение от своих обязанностей по собственному желанию. Буквально несколько дней назад, до праздников".
- Сурков ответил Маркину на его ответ Суркову: "Графоманию не комментирую"
Теперь же, после первых майских праздников, скандал вокруг "Сколково" вновь напомнил о себе депутату Пономареву, фигурантом уголовного дела не являющемуся, но готовящемуся отвечать в суде за 750 тысяч долларов, полученных от "Сколково" при содействии Бельтюкова. Бывшему эсеру предстоит 7 мая посетить СКР, чтобы дать показания по уголовному делу.
"Я вызван сегодня на допрос, речь пойдет о деле о растрате средств. Уверен, что смогу дать необходимые ответы", - заявил депутат РИА "Новости", добавив, что никаких особенных документов с собой на допрос он не взял, поскольку у следствия есть все материалы.
Как известно, следствие подозревает Бельтюкова в том, что он из средств фонда незаконно передал Пономареву деньги, а чтобы скрыть растрату, оформил фиктивные договора на оказания услуг. Фиктивными эти документы в ведомстве сочли потому, что Пономарев, по информации СКР, во-первых, прочел всего две лекции общей продолжительностью менее получаса. Во-вторых, следователи усомнились в научной ценности работы депутата - как ораторской, так и исследовательской. "Думается, что многим не потребуется даже заключений ученых-экспертов, чтобы оценить "размах и глубину научной мысли" господина Пономарева, выступившего с одной так называемой лекцией в Общественной палате 30 сентября 2011 года, весь хронометраж которой уложился в 12 минут... Или взять выступление Пономарева в Санкт-Петербурге 1 сентября 2011 года, где он говорил всего 17 минут", - говорилось в официальном заявлении СКР.
Активность ведомства по этому делу - уже второму уголовному в фонде - даже неприятно удивила некоторых членов правительства, чей шеф Дмитрий Медведев считается родоначальником проекта "Сколково". "Энергия, с которой СК РФ публикует свои предположения, взывают у обычных людей ощущение, что совершены преступления. Но это просто энергичность СК", - отчитал следователей вице-премьер Владислав Сурков.
Маркин ответил на критику "энергичности"
Эти комментарии, вкупе с другими, касающимися России нынешней, оказались весьма резонансными - Сурков говорил и о "системе, победившей оппозицию", и о "застое", которого нет. Следственный комитет же, по понятным причинам, заинтересовало мнение вице-премьера по конкретному вопросу. И вот, спустя почти неделю, ведомство ответило на выпад.
"В отсутствие результатов масштабных проектов всегда будет виноват Следственный комитет. То в восемь утра на обыск придут к креативным ребятам строго по УПК, то иностранного гостя в коридорах "Сколково" спугнут процессуальными действиями... У граждан России, в том числе работающих в СКР, возник риторический вопрос: а сколь долго удержится в своем кресле член кабинета Е.И.В. (очевидно, "Ее Императорского Величества" - прим.NEWSru.com), если он, пребывая с частным визитом в Москве, публично осудит Скотленд-Ярд за исполнение прямых обязанностей? Видимо, у нас в Москве слишком либеральный режим по сравнению", - пишет официальный представитель СКР Владимир Маркин в своей заметке в газете "Известия".
Генерал в довольно резких выражениях отчитывает всех критиков его вотчины, не называя, конечно, конкретных имен. Недовольных он называет "сталкерами", попавшими под влияние сколковской "Зоны": "Опять же загадочная история с лекциями депутата Пономарева легко объясняется "сколковской аномалией". Ну не обкурились же топ-менеджеры, когда заключали такой контракт?"
"Уголовно-процессуальный кодекс никто не отменял, и следователи обязаны задавать вопросы, если есть факты и конкретные подозрения", - заочно отвечает Маркин Суркову. Осадил он и Пономарева - опять же, не называя фамилий: "Банальное уголовное преследование за хищения можно представить как политическое преследование... Отдельные виртуозы политпиара ухитряются делать подобные пируэты, даже находясь в руководстве власти, против которой протестуют".
Заметка Маркина - это его личное мнение, а не позиция всего Следственного комитета, уверен вице-президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. "Маркин представляет собственную позицию. С этим связано то, что не использовался традиционный ресурс, пресс-служба СКР, которую практически Маркин и возглавляет. Маркин традиционно сначала прощупывает почву на предмет реакции, с этим связан формат письма и вообще эпистолярный жанр к этому тяготеет. При всем при этом жестких границ он не переходит. Обвинений не идет, он скорее намекает. Я сомневаюсь, что здесь есть противостояние администрации и правительства, что в последнее время сильно обсуждается. Идет проверка основных проектов, в том числе сколковского", - заявил эксперт Business FM.
В фонде "Сколково" во вторник отказались давать комментарии касательно статьи Маркина. "Без комментариев абсолютно", - заявил "Русской службе новостей" вице-президент по внешним коммуникациям и рекламе фонда "Сколково" Александр Чернов.
Зато комментариями разразился сам Сурков. "Я графоманию не комментирую", - заявил он журналистам во вторник.
В то же время источник в аппарате правительства выразил недоумение по поводу тона статьи. "Маркин утверждает, что кто-то находится в "руководстве власти, против которой протестует". Это похоже на политический донос. Кроме того, непонятна избыточная энергичность, с которой Маркин отстаивает право на расследование хищений", - заявил источник РИА "Новости".