Юрий Дмитриев
Радио Свобода / YouTube
Юрий Дмитриев
 
 
 
Юрий Дмитриев
Радио Свобода / YouTube

Верховный суд Карелии отказался изменить меру пресечения историку, главе регионального "Мемориала" Юрию Дмитриеву. Он останется в СИЗО до 25 июня, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе суда. Апелляция защиты на решение о продлении ареста Дмитриеву отклонена. Тем временем продолжается сбор подписей под петициями за освобождение Дмитриева на платформах Avaaz и Change.org.

6 мая 155 общественных деятелей попросили председателя ВС Карелии Анатолия Накваса освободить 64-летнего историка, изменив меру пресечения для него на не связанную с содержанием под стражей, до окончательного решения по его делу. В петрозаводском СИЗО, где он содержится, выявлены случая заболевания коронавирусной инфекцией, при этом сам историк недавно перенес тяжелое простудное заболевание, и в случае заражения коронавирусом риск смертельных осложнений для него чрезвычайно велик.

Юрия Дмитриева обвиняли в развратных действиях (ст. 135 УК РФ) и изготовлении детской порнографии с участием приемной дочери (п. "в" ч. 2 ст. 242.2 УК РФ), а также в незаконном хранении оружия (ст. 222 УК РФ). Поводом для возбуждения уголовного дела стали фотографии обнаженной дочери, которые Дмитриев хранил на своем компьютере в папках "здоровье" и "контроль".

5 апреля 2018 года Петрозаводский горсуд полностью оправдал 62-летнего Дмитриева по "сексуальным" статьям, признав его виновным лишь в незаконном хранении основных частей огнестрельного оружия. Однако в июне того же года Дмитриева задержали по новому уголовному делу по п. "б" ч. 4 ст. 132 УК РФ ("Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста").

Соратники историка убеждены, что истинный мотив преследования Дмитриева - его многолетняя работа по поиску мест массовых расстрелов времен Большого террора на северо-западе России. В 2018 году Российское военно-историческое общество решило провести раскопки в урочище Сандармох, где Дмитриев нашел массовое захоронение жертв в годы террора. РВИО высказало гипотезу, что захороненные были советскими военнопленными, которых расстреляли финские войска. После того, как Дмитриев и его коллега Сергей Колтырин высказались против этой теории, их обвинили в развратных действиях в отношении несовершеннолетнего. Впоследствии районный суд в Медвежьегорске освободил Колтырина от наказания по состоянию здоровья, однако в начале апреля тот умер от рака в тюремной больнице.