В день 90-летия со дня октябрьской революции политический аналитик, ведущий программы на радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Киселев опубликовал в газете The Moscow Times статью, в которой утверждает, что существующая власть "восприняла все худшие замашки большевиков". Он прослеживает преемственность нынешнего Кремля по отношению к коммунистической партии, формально свергнутой с властного пьедестала. (Перевод статьи – на сайте InoPressa.ru).
Если бы коммунистическая партия оставалась у власти по сей день, то в стране 7 ноября 2007 года были бы организованы грандиозные торжества с военными парадами и массовыми демонстрациями, как в 50-ю, 60-ю и 70-ю годовщины "Великой Октябрьской революции". Но коммунисты давно утратили власть, а годовщина 7 ноября перестала быть официальным праздником.
Парадокс состоит в том, что большевики в некотором смысле никуда не исчезли. Они остаются у власти и сегодня. Если верить апокрифической версии истории страны, то дед нынешнего президента Владимира Путина служил поваром в семье Ленина, пишет Киселев. По сообщению агентства "Новый регион", "Первым питерским Путиным, по воспоминаниям самого Владимира Владимировича, был его дед Спиридон. Знаменитый повар, который после революции перебрался в Москву, готовил для Ленина, потом для Сталина".
Путинский Кремль, утверждает Киселев, воспринял все худшие замашки большевиков: неуважение к мнению меньшинства, парламентаризму, честным выборам, независимому суду и свободе прессы. Еще одной большевистской чертой является готовность Кремля использовать силу для подавления политической оппозиции.
Автор статьи напоминает, что, в отличие от некоторых других стран бывшего советского блока, в России никогда не была осуществлена такая мера, как люстрация, т.е. запрет партийным лидерам занимать какие-либо государственные должности при новом строе. Поэтому высшие посты государства заняты множеством функционеров компартии.
Самый свежий пример, пишет Киселев – это новый премьер-министр Виктор Зубков. В Ленинградской области он находился на партийной работе, сначала возглавляя один из райкомов КПСС, а потом в обкоме партии заведуя отделом сельского хозяйства. В отличие от Горбачева, который порвал с коммунистической партией, Зубков, по утверждению Киселева, этого так и не сделал.
С другой стороны, в современной России можно по пальцам пересчитать демократов первой волны. Один из немногих – нынешний президент, старый соратник Анатолия Собчака, первого демократически избранного мэра Санкт-Петербурга. "Но никто не поручится", по мнению Киселева, в том, что Путин, перейдя в 1990 году в действующий резерв КГБ, не был приставлен тайно присматривать за своим патроном в интересах органов госбезопасности. Обозреватель напоминает об известном факте: хотя после августа 1991 году Путин вышел из КПСС и покинул КГБ, теперь он с прискорбием в голосе называет распад СССР "величайшей геополитической катастрофой ХХ века".
Однако, напоминает Киселев, есть и другое мнение – что величайшей геополитической катастрофой было другое событие – октябрьская революция, "повлекшая за собой десятилетия тоталитарного коммунистического режима, что привело к бесчисленным страданиям и трагедии не только в Советском Союзе, но и во многих странах, на которые распространилось советское влияние. Но эти люди остаются сегодня в России в меньшинстве".
Автор напоминает читателям о создании ЧК, красном терроре, ГУЛАГЕ, сталинских чистках и репрессиях. Особенное внимание он обращает на органы государственной безопасности. Выходцы из них теперь в несметном количестве находятся у власти – во главе с самим президентом. "Они по-прежнему с гордостью называют себя "чекистами", имея в виду членов ЧК под руководством Феликса Дзержинского, печально известного кровожадного коммунистического фанатика. У некоторых в кабинетах до сих пор висят его портреты", - пишет Киселев.
Хотя сегодня они едва ли готовы применять прежние жестокие методы ЧК и КГБ, они пытаются создать "чекистскую корпорацию" как механизм удержания власти на как можно более долгий срок. Это вызывает к жизни вопрос о политической судьбе действующего президента.
Какова причина непрестанных обращений граждан и общественности к Путину с просьбой не покидать свой пост, несмотря на его неоднократные заверения в решимости уйди после мая 2008 года?
Во-первых, Путин может просто-напросто нарушить свое слово или передумать. "Например, Путину не удалось найти преемника, который устраивал бы все кремлевские группы", - допускает Киселев.
Возможно, есть сомнения в том, что Виктору Зубкову, которого Киселев считает наиболее вероятным преемником, удастся победить на выборах. "Даже огромных усилий прокремлевских СМИ и административных ресурсов может не хватить, чтобы "раскрутить" его и превратить в популярного кандидата в президенты", - пишет обозреватель.
Нет уверенности у Путина и в том, что преемник, заняв президентский пост и почувствовав сладость власти, не поведет себя слишком независимым образом.
"И потом, что вообще такое "третий срок"? Что значит, когда говорят "Путин уходит"? Судя по тому, как Путин себя ведет, он не собирается уходить на покой и поливать цветочки на даче. Его сторонники всячески дают понять, что президент намерен быть политиком номер один в России и напрямую влиять на принятие всех важнейших политических решений, даже если официально он будет всего лишь председателем комиссии по подготовке к сочинской Олимпиаде-2014. Так что в этом смысле уже ясно: третий срок, скорее всего, будет непременно, какой бы пост ни занимал Путин после 7 мая 2008 года. Значит, России суждено жить в условиях двоевластия – а это всегда кончалось для россиян трагически", - такой вывод сделал политический аналитик.