Россияне критикуют США больше, чем американцы РФ. К такому выводу пришли эксперты из американской организации The Chicago Council on Global Affairs и их коллеги из российского "Левада-Центра". Результаты опубликованы на сайте организации.
В своем докладе авторы заявили, что сегодня отношения американцев к России и россиян к Америке нельзя считать доброжелательными. Холод в отношениях появился после присоединения Крыма к России в марте 2014 года. Сегодня отношение американцев к России составляет 40 баллов из 100 (где 0 баллов - "очень плохие" отношения, а 100 баллов - "очень хорошие"). Россияне отвечают взаимностью: только 23% россиян относятся к США положительно. Большинство (55%) американцев говорят об ухудшении российско-американских отношений. Среди республиканцев (61%) эта точка зрения распространена шире, чем среди демократов (51%).
Россияне в большинстве своем считают целью санкций Запада против России желание США ослабить страну (74%). Только 6% думают, что Запад ввел ограничения против РФ, чтобы остановить войну на востоке Украины, говорится в докладе социологов.
71% американцев считает, что Россия стремится ограничить влияние США, но только 30% считают расширение территории России очень большой угрозой. Большинство россиян (56%), наоборот, полагают, что "стремление США контролировать другие страны" является очень значительной угрозой для России.
При этом отмечается, что американцы хотели бы, чтобы США сотрудничали с Россией, в то время как россияне больше беспокоятся о сдерживании влияния США. Большинство американцев говорят, что во взаимодействии с Россией США должны придерживаться дружественной политики, политики кооперации (56%), а не пытаться сдерживать влияние России (39%). Опрошенные демократы на 12 процентных пунктов чаще говорят о сотрудничестве с Россией, чем республиканцы (эти показатели составляют 62% и 50% соответственно), сказано в докладе.
Американцы не готовы к открытой конфронтации с Россией. Опросы Chicago Council еще в 2014 и 2015 году обнаружили, что в случае, если Россия "вторгнется на территорию страны-члена НАТО, например Литвы, Латвии или Эстонии", значительная, но меньшая часть американцев готова поддержать ответное использование войск США (44% в 2014 и 45% в 2015 году). Меньше респондентов одобряют использование вооруженных сил, если Россия введет войска на территорию, контролируемую властями Украины (30% в 2014 и 31% в 2015 году).
Согласно данным опроса "Левада-Центра" 2016 года, 68% россиян считает, что размещение войск НАТО в странах Балтии и Польше представляют угрозу для их страны, а 64% обеспокоены возможностью вступления Украины в альянс. Опрос "Левада-Центра" 2015 года показал, что большинство россиян опасается западных стран из-за их членства в НАТО (54%), хотя ощущение этой угрозы и снизилось с 2008 года.
Анализ, представленный в отчете, основывается на данных опроса, проведенного Chicago Council в 2016 году, среди жителей США и исследования внешней политики США. Опрос был проведен службой GfK Custom Research с использованием их репрезентирующей население всей страны онлайн-панели в период с 10 по 27 июня 2016 года среди 2061 респондента старше 18 лет, живущих в 50 штатах и округе Колумбия. Погрешность измерений по полной выборке составляет 2,38%, включая дизайн-эффект 1,2149. Погрешность выше для вопросов, заданных по части выборки и среди подгрупп, отобранных по политическим предпочтениям.
Российская часть исследования, представленная в отчете, основана на данных нескольких всероссийских исследований, проведенных "Левада-Центром" (Аналитическим центром Юрия Левады). Опросы проведены способом личных поквартирных интервью. Репрезентативная выборка включает городское и сельское население, объем выборки 1602 респондента в возрасте 18 лет и старше, живущих в восьми федеральных округах России. В каждом федеральном округе выборка распределена по пяти стратам населенных пунктов пропорционально числу жителей в возрасте 18 лет и старше. Все города с населением 1 млн жителей представлены в выборке как саморепрезентирующие объекты. Ошибка выборки в пределах от 1,5% до 3,4% в зависимости от конкретного вопроса.