Генштаб разрешил родителям призывников сопровождать их до места службы. Соответствующее указание уже разослано по всем военным округам. Пока такая практика проводится в качестве эксперимента: если она устроит и военных, и родителей, то ее введут повсеместно, пишет "Российская газета".
Впрочем, в данном случае есть несколько организационных моментов, которые пока не продуманы до конца. В частности, военные оплачивают родителям дорогу только в часть, а обратно они должны добираться за свой счет. Как выразился начальник организационно-мобилизационного управления Восточного военного округа Александр Линьков, об оплате обратной дороги "в руководящих документах ничего не сказано".
Причем в ряде случаев родителям придется раскошелиться и на дорогу в часть, так как ее оплачивают, только если есть свободные места в вагоне, где едут призывники. Если таковых нет, то родственникам придется покупать билеты в соседний вагон за свои деньги.
Если родителям не удастся проводить своего сына непосредственно до воинской части, то предварительную информацию о месте службы обязаны предоставить на сборном пункте перед отправкой команды в гарнизон. А в течение недели командир воинской части должен оповестить родителей о прибытии призывника на место и сообщить свой контактный телефон.
Кроме того, в последнее время военные предприняли еще несколько достаточно либеральных мер. В частности, с этой осени родителям разрешено присутствовать на заседании призывной комиссии. Кроме того, вводится практика службы рядом с домом, правда, распространится она пока не на всех, отметил военком Москвы Владимир Регнацкий в интервью "Московскому комсомольцу".
По его словам, такое преимущество будет у женатых молодых людей, а также у тех, чьи родители больны или вышли на пенсию. Москвичей будут отправлять служить, в основном, в части Западного военного округа, то есть в Ленинградскую и Московскую области, на Балтийский и Тихоокеанский флот. Однако некоторым придется все-таки ехать на Дальний Восток и служить на Тихоокеанском флоте, так как там не всегда хватает местных призывников.
Стоит отметить, что введения подобных мер требовали комитеты солдатских матерей, так как известны случаи, когда призывники страдали не от дедовщины в самой части, а попросту не доезжали туда живыми или пропадали после визита в военкомат.
Наиболее резонансными в последнее время случаями стали таинственная смерть призывника из Омска Романа Суслова, погибшего по дороге в часть, а также исчезновение двух 16-летних подростков, которых четыре дня продержали в психбольнице, куда отправили прямо из военкомата.
Напомним, что Роман Суслов был призван на службу из Омска, а проходить ее должен был в части 46102 Бикинского гарнизона. 19 мая родители проводили его в дорогу, посадив на поезд. В течение первых дней пути молодой человек звонил своим родным, причем с каждым звонком новости от него были все тревожнее: ему не разрешали заряжать мобильный телефон, чтобы позвонить семье, отделили от остальных и за ним постоянно следили.
А 23 мая командир части позвонил матери Суслова и сообщил, что он якобы повесился в общественном туалете на одной из железнодорожных станций. Через некоторое время с ней связался лейтенант Глушаков, сопровождавший призывников, и уточнил, что молодой человек повесился не на станции, а в туалете вагона.
Расследованием гибели Суслова занялся военно-следственный отдел СКП РФ по Дальневосточному округу. Дело возбуждено по статье "Доведение до самоубийства". Однако мать призывника подозревает, что ее сына убили ради внутренних органов, которые продали за границу.
Буквально через месяц после этих событий в Омске разгорелся новый призывной скандал. СМИ рассказали о том, как в начале апреля двое 16-летних братьев, Руслан и Жаслан, пропали, а через четыре дня нашлись в психиатрической больнице, где их, по всей видимости, незаконно удерживали и, более того, прятали от родственников. Причем в данном случае также высказывались подозрения, что их хотели убить ради органов.
Тетя подростков Жаныл Бутунова рассказала, что мальчики пропали 5 апреля, отправившись в больницу сдать анализы по направлению из военкомата. Родители обратились в милицию, но поиски пропавших девятиклассников не дали никаких результатов. 8 апреля неизвестная женщина, предположительно, медсестра, позвонила родителям и сообщила им, что мальчики под чужими фамилиями лежат в психбольнице, и что нужно срочно спасать их, так как у них собираются изъять внутренние органы.
В справочной больницы имена братьев не значились. Их удалось вызволить только благодаря активному вмешательству родственников, которые фактически оккупировали здание больницы.