Российские парламентарии создают специальную комиссию для стабилизации ситуации на Северном Кавказе. Некоторые уже сравнивают новый орган с Кавказским бюро ЦК, которое существовало в начале 1920-х годов и занималось умиротворением региона. Критики, однако, опасаются, что комиссия будет попросту "собирать отчеты ФСБ и МВД о том, что на Кавказе все плохо".
Президиум Совета законодателей одобрит создание постоянной парламентской комиссии по Кавказу в декабре, рассказал первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин газете "Ведомости". В комиссию войдут председатели законодательных собраний семи северокавказских республик, сенаторы, по депутату от каждой думской фракции, а также представители экономических и силовых ведомств, прежде всего МВД, ФСБ и ФМС. Руководить комиссией будет бюро из семи сенаторов.
Новая структура будет заниматься северокавказскими республиками РФ, но в статусе наблюдателей в нее войдут представители парламентов Южной Осетии, Абхазии, Грузии, Азербайджана и Армении, а в перспективе — Турции и Ирана. Комиссия будет анализировать ситуацию и разрабатывать решения по ее стабилизации, одной из ее задач будет подготовка национальных кадров.
Торшин предложит председателю Совфеда Сергею Миронову не продлевать мандат временной комиссии по анализу ситуации на Северном Кавказе, созданной в 2004 г. Она не смогла обеспечить каждодневный мониторинг ситуации в регионе, объяснил сенатор.
По мнению сенатора от Ингушетии Исы Костоева, комиссий недостаточно, на Кавказе должны действовать "мобильные оперативно-следственные группы". Новый орган мог бы помочь в примирении местных элит, а также в социально-экономическом развитии регионов добавляет депутат Госдумы от Адыгеи Руслан Хаджебиеков.
Торшин напомнил, что после гражданской войны умиротворить Кавказ смогло Кавбюро ЦК РКП(б) под руководством Сергея Кирова. "Методы бюро были политические, разъяснительные, карательная составляющая не доминировала", — рассказывает Торшин.
В отличие от создающейся комиссии Кавбюро было органом, принимающим стратегические решения, там были серьезные большевики с полномочиями, возражает политолог Сергей Маркедонов, тогда как при Совфеде создается структура, которая будет только собирать отчеты ФСБ и МВД о том, что на Кавказе все плохо. По мнению эксперта, первая задача властей — признать, что борьбу против них в Дагестане и Ингушетии ведут не бандиты, а политически мотивированные люди, и понять их политическую мотивацию.
Кавказское бюро ЦК РКП(б), Кавбюро, существовавшее с 1920 по 1922 год, было областным полномочным представительством Центрального Комитета Компартии. Бюро было призвано руководить всей организационной работой партийных организаций советских районов Северного Кавказа. После ликвидации Кавказского краевого комитета РКП(б) Кавбюро непосредственно возглавляло работу закавказских парторганизаций.
С лета 1920 Кавбюро руководило парторганизациями Северного Кавказа, Севастополя, Кубано-Черноморской области, Дона, Закавказья. Кавбюро подчинялись Азербайджанская, Армянская, Грузинская, а также Горская и Дагестанская парторганизации.