Представители партии "Единая Россия" внесли в Государственную думу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, существенно расширяющие полномочия Следственного комитета (СК). Расследование теперь можно будет начинать до возбуждения уголовного дела - провести эксгумацию трупа или устроить допрос. По мнению экспертов, с введением новых норм россияне станут фактически беззащитными перед следственными органами, ведь отказаться от собственных слов, произнесенных даже с испугу при задержании, будет практически невозможно, пишет РБК daily.
Авторы законопроекта, депутаты Владимир Плигин, Александр Москалец и член Совета Федерации Анатолий Лысков, предлагают наделить руководителя следственного органа помимо полномочий следователя полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству предварительного следствия в полном объеме. Следователь и сейчас может возбуждать дело, однако для этого ему необходимо направить представление прокурору.
Кроме того, руководителю следственного органа предоставляется право проверять не только материалы уголовных дел, но и материалы проверок сообщений о преступлениях, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в производстве проверок по этим сообщениям. Ряд следственных действий можно будет проводить и до возбуждения дела: к примеру, эксгумацию и осмотр трупа, освидетельствование "в случаях, не терпящих отлагательства". Допросы тоже можно будет проводить вне рамок уголовного дела. Самые интересные цитаты на эту тему из российских СМИ на сайте Zagolovki.ru.
Наряду с этим для руководителя следственного органа устанавливается срок (не позднее пяти суток со дня поступления) рассмотрения требования прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя и устранения иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, пишет Газета GZT.ru
Эксперты: поправки - просто перераспределение полномочий
По мнению экспертов, самые серьезные проблемы законопроект вызовет именно в сфере допросов. "Сейчас роль первых объяснений по горячим следам преступления не так велика - их можно потом изменить, - отмечает президент Института верховенства права, адвокат Станислав Маркелов. - Этими новшествами их роль повышается, человека берут, с испугу он говорит черт знает что. Но потом изменить эти показания будет нельзя, то есть, грубо говоря, на основании просто беседы вне рамок уголовного дела на человека можно будет повесить статью". Поскольку такие объяснения, как правило, проводятся без присутствия адвоката, следствие может воспользоваться юридической безграмотностью допрашиваемого и заставить его себя оговорить.
Помимо усиления полномочий следователей в отношении простых смертных документ разрешает заводить дела в отношении членов избирательных комиссий, а также комиссий по проведению референдума. Эти права, которые раньше были только у прокуроров субъектов Федерации, теперь получат руководители следственных комитетов соответствующих. Предполагается, что руководитель следственного комитета сможет оперативнее реагировать на нарушения избирательного законодательства, чем прокуратура. "Уровень фальсификаций от этого не уменьшится, это всего лишь внутреннее перераспределение полномочий, межведомственная разборка", - считает адвокат, специалист по избирательному праву Вадим Прохоров.
Автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин подчеркнул, что законопроект "носит технический характер" и представляет собой развитие законодательных актов, принятых в связи с учреждением Следственного комитета. Другой автор, Александр Москалец, убежден, что пока рано говорить о том, будет ли проект способствовать более эффективной работе следственных органов.
Впрочем, по мнению авторов документа, законопроект призван разрешить проблему, связанную с определением порядка соединения уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, следователя и суда, а также уголовных дел о преступлениях, расследуемых разными органами предварительного следствия. При этом устанавливается срок дополнительного расследования при возвращении уголовного дела на доследование.
Зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Виктор Илюхин считает, что создание следственного комитета принесло пока лишь отрицательные плоды. "Прокурорский надзор ослабевает, а надзор следователей не приносит ожидаемых результатов, - заявил Илюхин, в прошлом один из руководителей следственного управления Генпрокуратуры CCCР, - Я считаю неправильным, что теперь при возбуждении уголовного дела об убийстве вместо необходимых мероприятий сыщикам придется звонить руководителю следственного органа и уведомлять его. Это создаст лишнюю бюрократическую нагрузку и приведет к снижению уровня уголовного расследования".