Официального признания авторства научного открытия профессор Абызов ожидал очень долго. Диплом за номером 16 он и его коллеги получили спустя два десятка лет после того, как обнаружили, что во льдах Антарктиды существует жизнь.
Именно они первыми в мире научно доказали, что в замороженном состоянии живые существа могут храниться вечно. Вещественное доказательство их открытия хранится в морозилке. Это антарктический лед "в возрасте" около 500 тысяч лет, поднятый с глубины 3 тысячи 623 метра, где температура - минус 55 градусов. Все считали его безжизненным, пока он ни попал под микроскоп в Институте микробиологии. Каждый день в тесной 10-метровой лаборатории ученые шаг за шагом возвращают к жизни микроорганизмы, законсервированные, казалось бы, навечно. Часть из них пробуждается ото сна и начинает делиться.
Цитолог Маргарита Поглазова говорит, что не может существовать вне этого открытия: "Я регулирую их существование, могу их оживить. А они влияют на мое существование. Они мне дают жизнь, вдохновение. Я не представляю, как жить без работы".
Маргарита Николаевна из тех последних микробиологов, которые знают "в лицо" множество видов и подвидов микроорганизмов. Каждую выжившую во льду водоросль и бактерию она фотографирует, все внешние данные описывает. Найдено одно неизвестное микросущество - его назвали накардиопсисантарктикус. Сейчас генетики должны проверить, не таит ли оно опасности для человечества.
Сейчас ученым, а это, в основном, люди в возрасте около 70 лет, предстоит новая ответственная работа. В Антарктиде на глубине 3 с половиной километра нашли огромное реликтовое озеро. Микробиологи должны исследовать воду с его дна. По их предположениям, там могут находиться неизвестные миру биоформы.