Верховный суд России в четверг отказался реабилитировать Николая II и членов царской семьи. Таким образом надзорная инстанция поддержала позицию Генпрокуратуры, решившей, что расстрелянные большевиками в 1918 году члены семьи Романовых не являются жертвами политических репрессий.
В защиту своей позиции представитель прокуратуры выдвинула на суде несколько аргументов. Романовых, во-первых, не расстреляли, а убили. Во-вторых, произошло это "по инициативе снизу", а главное - без судебного решения. Поэтому постановление Уральского облсовета о расстреле принимать в расчет нельзя, тем более, что найти само постановление так и не удалось, а косвенные свидетельства не в счет. И наконец, реабилитация - это снятие обвинений, а царскую семью "ни в чем не обвиняли".
- Дом Романовых: Генпрокуратурой руководят политические мотивы
- В "монархических кругах" России мнения по поводу решения Верховного суда разделились
- Следователь по убийству царской семьи: это формальное решение
- Президиум ВЦИК одобрил казнь Николая II
- Правозащитник: реабилитация Романовых приведет к пересмотру подходов в истории России XX века
Ранее ведомство Юрия Чайки уже дважды отклоняло просьбу императорского дома Романовых, ссылаясь на то, что "достоверных свидетельств существования каких-то официальных решений о применении к погибшим репрессий по политическим мотивам не имеется". Наличие такого решения является одним из обязательных условий для решения вопроса о реабилитации. По мнению же прокуратуры, царская семья не подвергалась политическим репрессиям, а ее гибель являлась умышленным убийством.
Адвокат великой княгини Марии Владимировны Герман Лукьянов заявил о намерении обжаловать постановление Верховного суда в президиуме этого суда. Ведь из решения суда, по его словам, можно сделать вывод, что "царская семья не подвергалась политическим репрессиям и права членов семьи не нарушались", передает "Интерфакс". В случае же отказа он не исключил обращения в Европейский суд по правам человека.
На суде представитель прокуратуры Инесса Ковалевская сообщила, что в 1993 году было возбуждено уголовное дело по факту убийства членов царской семьи. В ходе 5-летнего расследования, по словам прокурора, не было обнаружено никаких судебных документов "о расстреле Романовых". "Было обнаружено многочисленное количество писем, телеграмм и воспоминаний очевидцев", - сказала Ковалевская, добавив, что эти документы не могут заменить судебный акт.
По словам прокурора, Николай II и члены его семьи не подлежат реабилитации, поскольку реабилитация подразумевает освобождение от обвинений. Между тем члены царской семьи "ни в чем не обвинялись". Генпрокуратура считает, что император с супругой и пятью детьми, а также лицами, приближенными к царской семье были расстреляны представителями исполнительной власти, "превысившими свои полномочия".
По мнению Германа Лукьянова, приведенные доводы Генпрокуратуры являются незаконными и необоснованными. В отношении членов царской семьи, содержавшихся под стражей в Тобольске под Екатеринбургом, "принимали решение органы, которые были наделены судебными полномочиями", донес до суда адвокат позицию великой княгини Марии Владимировны.
"Как известно, власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Так вот, большевики взяли ее всю", - напомнил адвокат. Судьбой царя занимались именно органы исполнительной власти большевиков, поскольку "суды не могли тогда принимать решения о расстреле". Максимум, по словам Лукьянова, суды "могли назначить наказание в виде двух лет тюрьмы, либо пяти".
"А решение о расстреле могли принимать только высшие органы государственной власти", - сказал Лукьянов. Он подчеркнул, что в те времена "принадлежность к российскому императорскому дому служила основанием для применения в отношении этих лиц репрессий".
Дом Романовых: Генпрокуратурой руководят политические мотивы
Накануне заседания Верховного суда адвокат Российского императорского дома Герман Лукьянов дал пресс-конференцию, где рассказал об отношении дома Романовых к отказу Генпрокуратуры признать членов семьи императора Николая II жертвами политических репрессий.
Такое решение он назвал примером "юридического троцкизма" и не имеющим под собой никаких доказательств. "Это решение носит политический характер, оно не основано на праве. В заключении Генеральной прокуратуры, направленном в Верховный Суд, нет ссылки на юридические нормы", - заявил адвокат. По его мнению, "когда правоприменительный орган принимает решение без ссылок на конкретное законодательство, юридический вопрос переходит из права в политику".
Лукьянов назвал странным требование Генеральной прокуратуры считать, что смерть Николая II наступила в результате убийства, а не расстрела, поскольку расстрел, по его словам, являлся "мерой социальной защиты советского государства против врагов советской власти", а термин "убийство", по его мнению, низводит казнь царской семьи на уровень простого уголовного преступления.
Адвокат сообщил также, что справка Федеральной службы безопасности о том, где и когда наступила смерть Николая II, также говорит о том, что император "был расстрелян, а не убит", а ФСБ, по словам Лукьянова, является правопреемником ВЧК.
Ранее императорский дом заявлял, что отказ Генпрокуратуры "свидетельствует о двойном стандарте" при решении подобного рода вопросов. В свое время, напоминает дом Романовых, несмотря на действительно полное отсутствие "достоверных свидетельств существования каких-то официальных решений судебных или несудебных органов о применении к погибшему репрессии по политическим мотивам" был реабилитирован знаменитый шведский дипломат Рауль Валенберг.
Великая княгиня Мария Романова пытается добиться реабилитации Николая, Александры, Алексея, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Романовых с 2005 года. Генпрокуратура России в сентябре 2007 года повторно (первый раз - в феврале 2006 года) вынесла решение о признании императора Николая II и его семьи не подлежащими реабилитации. Дело по заявлению великой княгини было направлено в суд для рассмотрения.
В "монархических кругах" России мнения по поводу решения Верховного суда разделились
Представители Российского императорского дома и потомки семьи Романовых неоднозначно оценивают отказ Верховного суда РФ реабилитировать Hиколая II и членов царской семьи.
Так, руководитель петербургского отделения Российского Имперского союза-ордена Борис Туровский, комментируя решение суда, определил его как "следствие определенной политической косности и советского воспитания". Кроме того, - считает он, - "это перестраховка: они опасаются, что если расстрел царской семьи будет признан незаконным, то со стороны дома Романовых будет поднят вопрос о реституции".
Хотя великая княгиня Мария Владимировна не "раз говорила, что вопрос этот подниматься не будет". Накануне княгиня заявила об это еще раз: "Никакой связи между реабилитацией императора Николая II и членов его семьи и какими бы то ни было имущественными вопросами не существует".
Официальный представитель членов семьи Романовых в России Иван Арцишевский, напротив, согласен с решением Верховного суда: "Государство поступило правильно. Потому что реабилитация царской семьи уже давно состоялась - были торжественные похороны в 1998 году, церковь причислила членов семьи Романовых к лику святых, а ведь церковь - это высший суд", передает "Интерфакс".
Арцишевский также напомнил, что "не обнаружены и вряд ли когда-нибудь будут обнаружены какие-либо документы, подтверждающие, что расстрел семьи являлся целенаправленным действием государства". "Это было убийство. Hо и Кеннеди убили. Что ж теперь, его реабилитировать?", - заметил он, добавив, что "некоторые члены семьи Романовых просто хотят, чтобы их имя лишний раз появилось в СМИ".
Следователь по убийству царской семьи: решение принято по формальным основаниям
Руководитель Следственной группы по делу об убийстве царской семьи Владимир Соловьев считает, что решение об отказе в реабилитации членов царской семьи расстрелянных в Екатеринбурге в 1918 году, было принято по формальным основаниям: из-за того, что так и не были обнаружены документы, свидетельствующие о принятом решении об их казни. "Здесь речь не идет о том, что прокуратура просто не хочет их реабилитировать", - заметил в беседе с ИТАР-ТАСС Владимир Соловьев.
Все документы Уральского Совета депутатов с марта по сентябрь 1918 года пропали, рассказал он. Их искали очень долго. Даже Сталин поручал устроить их поиски. "Дело в том, что когда была угроза захвата Петрограда, в 1918 году в Екатеринбург была направлена большая часть партийных документов, и все они пропали. Поэтому многие работники партии впоследствии не могли найти документальных подтверждений того, что до 1918 года работали в различных партийных органах", - отметил Соловьев.
"Именно поэтому, а вовсе не из-за того, что кто-то упирается, суд и прокуратура вынуждены были признать жертв убийства в Ипатьевском доме не подлежащими реабилитации: просто поскольку нет подтверждающих документов, то есть решения Уральского Совета", - сказал Соловьев.
"Мое личное мнение - ясно, что такое решение (о расстреле Николая II), видимо, было. Что же касается членов его семьи и прислуги - формально решения об их расстреле никем не принималось, то есть именно это можно оценить как обычное убийство. Но это - мое личное мнение", - заметил Соловьев.
"Ведь решения принимались абсолютно келейно. Нигде открыто даже не рассматривался вопрос, например, о том, в чем могут быть виновны расстрелянные вместе с членами царской семьи доктор Боткин, лакей или повар Харитонов. Если смотреть на ситуацию в целом, то люди, расстреливавшие их, - это преступники, убийцы", - отметил следователь.
Президиум ВЦИК одобрил казнь Николая II
Последний российский император Николай II и члены его семьи были расстреляны большевиками в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге. Решение о расстреле императора было принято внесудебным государственным органом - Уральским облсоветом и затем 18 июля 1918 года "признано правильным" высшим органом государственной власти РСФСР - Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК), который был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти РСФСР в 1917—1937.
В тот же день глава Советского государства Председатель Президиума ВЦИК. Я. М. Свердлов сообщил о казни Николая II на заседании Совнаркома РСФСР, проходившем под председательством Ленина. В пункте 3 протокола говорится: "Слушали: 3. Внеочередное заявление председателя Ц. И. К. тов. Свердлова о казни бывшего царя Николая II по приговору Екатеринбургского Совдепа и о состоявшемся утверждении этого приговора Президиумом Ц. И. К." (ГА РФ. Ф. 130. Оп.23. Д. 17. Л. 62-65).
Эти документы, указывали ранее в доме Романовых, являются официальными постановлениями коллегиальных государственных учреждений советской власти о смертном приговоре и казни императора Николая II, которые доказывают состоявшихся "решения несудебных органов о применении к погибшим репрессии по политическим мотивам".
Кроме того, согласно представленным в Генпрокуратуру свидетельствам о смерти всех членов царской семьи, выданным органами ЗАГС, Романовы были расстреляны. Поэтому, рассуждал дом Романовых, лишение их жизни нельзя рассматривать как "умышленное убийство", но следует признать казнью, то есть "политической репрессией".
Напомним, в августе 2000 года Архиерейским Собором РПЦ российский император Николай II, императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия были прославлены как страстотерпцы в сонме новомучеников и исповедников. Русской Православной Церковью Зарубежом Николай II был канонизирован еще в 1981 году.
Правозащитник: реабилитация Романовых приведет к пересмотру подходов в истории России XX века
Признание последнего российского императора Николая II и его семьи жертвами политических репрессий приведет к коренному пересмотру подходов к истории России XX века, считает историк и правозащитник, глава правления общества "Мемориал" Арсений Рогинский.
"У меня такое ощущение, что в случае признания Романовых жертвами репрессий распадется вся историческая конструкция гражданской войны", - сказал Рогинский в интервью "Интерфаксу" в связи с 90-й годовщиной Октябрьской революции.
"В массовом сознании у нас было так: красные - это те, которые за Ленина, и белые - это те, которые за царя. Если будет юридически признано, что красные незаконно и злодейски убили царя, то это будет удар по ним посильнее, чем все рассуждения о насильственном захвате ими власти и последствиях этого насилия", - заявил Рогинский.
"Если мы к тому же признаем, что Ленин и Свердлов одобрили это убийство, то что нам делать с Лениным? Начинать снимать памятники, оставшиеся по всей стране? Все остальные убийства, Лениным инициированные или санкционированные, они кажутся людям какой-то абстракцией, может быть, вследствие массовости, а тут конкретный человек, и царем он перестал быть добровольно еще до того, как Ленин в Россию из эмиграции вернулся. Но, может быть, кому-то во власти кажется, не исключено, что и отчасти справедливо, что окончательно расстаться с Лениным, низвергнуть главного персонажа Октября - к этому массовое сознание еще не готово. И позиция прокуратуры отражает эту ситуацию", - сказал Рогинский.
Он считает, что реабилитация царской семьи - вопрос скорого будущего. "Невозможно поверить, что прокуратура и суд могут искренне утверждать, что не хватает доказательств для реабилитации Николая II. Реабилитации царя мешает не отсутствие документов, а боязнь шевельнуться, разрушить хрупкие балансы в историческом сознании. Все-таки я убежден, что юридическая реабилитация царя состоится и довольно скоро. Уж слишком с этим расстрелом все очевидно", - сообщил глава "Мемориала".