Агентство политических новостей "АПН-Северо-Запад" полагает, что нашло доказательство прямой причастности Кремля к травле уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина.
Оно опубликовало на своем сайте фрагменты переписки по электронной почте, утверждая, что она шла между главным советником Управления администрации президента по внутренней политике Аркадием Дорофеевым и главой комитета по печати и информации правительства Ленинградской области Владимиром Угрюмовым.
В приведенных скриншотах указана одна дата - 15 июня. Сам текст в них, хотя и читабелен, но неприятно размыт. Судя по всему, кто-то либо взломал почту Угрюмова, либо получил к ней доступ. Как поясняет агентство, сначала Дорофеев шлет Угрюмову типовые заявления, осуждающие Лукина, от организаций ветеранов войны и сочувствующих этим организациям. В письме разъясняется, что под сочувствующими понимаются "ведущие региональные правозащитники… журналисты… почетные граждане… ЛОМы". (Как предполагает "АПН-Северо-Запад", имеются ввиду лидеры общественного мнения).
Чиновник Ленобласти буквально в считанные минуты, судя по скриншотам, организует подпись под обращением ветеранов войны Лужского района.
Затем, уже поздно вечером, Дорофеев присылает Угроюмову конфиденциальное письмо с убедительной просьбой ""дожать" Вашего омбудсмена (если он Ваш) на подпись до 12:00" (речь идет об уполномоченном по правам человека Ленобласти), а для его убеждения добавляет "крайне конфиденциальную информацию из доклада" (не видно какого).
Эта информация представляет из себя отчет о пребывании Лукина на митинге оппозиции на Триумфальной площади 31 мая, его разговорах с "несогласными" и последующем обращении к президенту. Приводятся также многочисленные цитаты из СМИ. В чем собственно заключается "крайняя конфиденциальность" доклада, остается непонятным.
Несколько странно и то, что в скриншотах, несмотря на разницу во времени, остается неизменным число полученных и отправленных писем и черновиков в ящике Угрюмова. (Стандартная статистика Mail.Ru видна на скриншотах слева. Впрочем, если неизвестный "информатор" получил доступ к этой переписке позже, не в момент активной переписки, то он мог спокойно читать эти письма, что на статистике могло и не отражаться.)
Агентство же пишет, что подобные письма из Кремля, вероятно, рассылались и по другим регионам России, чтобы местных омбудсменов также вынудить на подпись заявлений, осуждающих Лукина.
"Чем закончилась столь занятная переписка - неизвестно. Судя по тому, что ни областной уполномоченный по правам человека Михаил Козьминых, ни петербургский омбудсмен Алексей Козырев предпочли против Лукина не выступать, "дожать" их не удалось", - делает вывод агентство. Отметим, "АПН-Северо-Запад" является проектом Института национальной стратегии, учредителем и директором которого является политолог Станислав Белковский.
Напомним, Владимир Лукин стал подвергаться давлению после того, как выступил с критикой действий милиции во время разгона митинга "несогласных" 31 мая. В своем докладе о разгоне митинга оппозиции на Триумфальной Лукин, присутствовавший на месте событий, заключил, что милиция во многом нарушала закон, неправомерно задерживая оппозиционеров и применяя к ним ничем не оправданную физическую силу. Омбудсмен также подчеркнул, что митинг нельзя запретить, сославшись на отсутствие санкции городских властей. "Из-за таких позорных ситуаций мы выглядим недолжным образом перед самими собой и перед всем миром", - подытожил он.
А в середине июня уполномоченные по правам человека ряда регионов РФ, как сообщалось, выступили с критикой работы Лукина и попросили Дмитрия Медведева дать свою оценку. А ветераны правоохранительных органов пошли еще дальше - они связали участников акции протеста на Триумфальной с "приморскими партизанами", нападавшими на милиционеров.
При этом некоторые омбудсмены лично заявили, что никаких обращений против Лукина не подписывали.
Независимые наблюдатели и правозащитники решили: характер травли говорит о том, что все это - целенаправленная и хорошо организованная кампания. В то же время центр "Мемориал" считает, что травля не исходит от высшего руководства страны, а скорее от региональных чиновников и общественных организаций, которые все еще придерживаются старого стиля понимания и восприятия личности и задач омбудсмена в современной России.