Руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин в интервью "Российской газете" изложил свою точку зрения по многим больным вопросам, касающимся его ведомства. В частности, он подтверждает справедливость обвинений в заказном характере многих расследований и предвзятости следователей и обещает заново расследовать тяжкие преступления прошлого.
Напомним, что по распоряжению Бастрыкина, позиционирующего себя как борца с должностными преступлениями, была начата служебная проверка в отношении начальника Главного следственного управления (ГСУ) СКП РФ Дмитрия Довгия, а также ряда следователей управления.
Основанием для проверки, по словам Бастрыкина, "послужило обращение следователя по особо важным делам к председателю Следственного комитета. В рапорте указывается, что отдельные управленческие решения руководителей Главного следственного управления свидетельствуют об их заинтересованности в необъективном расследовании одного из громких уголовных дел".
По заявлению руководителя Следственного комитета, несмотря на все стремления объективно и честно, "в первую очередь перед самими собой" противостоять преступным проявлениям, "коррупционное зло порой действительно просачивается и в наши ряды. За прошедшие с момента создания комитета месяцы к уголовной ответственности были привлечены 10 следователей, в том числе 7 из них - за должностные преступления".
Сейчас контроль за следственными органами практически удвоен, и это "хороший фильтр для очистки правосудия от заказных и прочих грязных дел", заявляет Бастрыкин.
По его словам, помимо подразделений собственного процессуального контроля за законностью в стране следит Генеральная прокуратура, у которой, как говорит руководитель комитета, "для этого много возможностей". Например, прокурор может вовсе не утвердить обвинительное заключение, а также отказаться от обвинения в суде.
Бастрыкин обещает расследовать тяжкие преступления 90-х
Что касается расследования многочисленных преступлений, совершенных еще в 90-е годы, то, по словам руководителя ведомства, Следственный комитет начинает "возвращать их к жизни". "Преступление не должно остаться безнаказанным, когда и при каких бы обстоятельствах оно ни было совершено. Особое внимание уделяем тяжким и особо тяжким составам - ведь только убийств, по которым виновные не установлены, больше 90 тысяч, - говорит Бастрыкин. - Выезжая в регионы для комплексного изучения на месте состояния работы по таким делам, убеждаешься, что нередко преступников не особенно и искали, потому и не нашли. Такие дела находятся на постоянном контроле в Следственном комитете".
С момента создания Следственного комитета раскрыто 254 убийства, совершенных в прошлые годы. В их числе - убийства в 2001 году двух девочек в Нижегородской области, убийства двух несовершеннолетних в Красноярском крае, совершенные в 2003 году. Раскрыты убийства 7 человек в Пермском крае, совершавшиеся с 1997 года с целью завладеть оружием.
Комментируя борьбу с коррупцией, Бастрыкин утверждает, что в прошлом году преступлений такого рода "раскрыто пусть не на много, на 5%, но все же больше". Кроме того, возбуждено больше тысячи дел в отношении субъектов, обладающих особым правовым статусом. В отношении 11 судей приняты решения о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемых.
"Борьбу с коррупционными проявлениями мы начали и будем вести целенаправленно и в центре, и на местах. Причем по единым требованиям, вне зависимости от должностного положения виновных лиц. Спору нет, - соглашается Бастрыкин, - в вопросах уголовного преследования лиц особого правового статуса нужна активная и грамотная стратегия. Она необходима для утверждения в обществе фундаментального принципа равенства всех и каждого перед законом и судом".
"Наступательность и принципиальность - вот наш девиз на данном направлении. Мы добиваемся неотвратимости ответственности за совершенные преступления" и добавляет, что "эта работа должна, безусловно, строиться на основе постоянного взаимодействия с органами МВД и ФСБ".