"Уж не ударился ли Владимир Путин головой?" Таким вопросом задался польский журнал Polityka, явно озадаченный совместным заявлением российского и украинского президентов, сделанным ими накануне принятия Верховным судом в Киеве решения аннулировать результаты второго тура президентских выборов на Украине, пишет Le Nouvel Observateur (перевод на сайте Inopressa.ru).
Хотя судьи постановили провести 26 декабря повторное голосование, тон, выбранный российским президентом, красноречиво свидетельствовал о его раздражении, как и о его видении демократии: "Какой третий тур? А почему не четырнадцатый?"
Удивляться не приходится: бывший полковник КГБ не дипломат. У него есть кандидат в президенты Украины: это Виктор Янукович. И ему сообщили, что его кандидат побеждает. Никакие события в Киеве не могут заставить его изменить свое мнение. Все происходит так, будто Владимир Путин буквально воспринял заявление Збигнева Бжезинского, согласно которому Россия не сможет вновь стать империей без Украины. И он знает, что может рассчитывать на поддержку своего кандидата в восточных районах. В этой части страны политические руководители даже грозят проведением референдума об автономии, которая стала бы концом существования нынешнего украинского государства.
Политика делается в Киеве, а деньги - в Донецке
Со времен создания в 1923 году советской Украины, имеющей сейчас место в ООН, принято говорить, что политика делается в Киеве, а деньги - в Донецке. За два года правления премьер-министра Януковича в Киев приехало много людей с Востока. Им здесь нравится все: и квартиры, и иномарки. В стране, где так много людей живет в ужасной бедности, столичная роскошь не могла не повергнуть их в шок. Однако прозападного кандидата Виктора Ющенко это мало взволновало.
Желая убедить Москву в своих добрых намерениях, он обязался вывести из Ирака 1600 украинских солдат и соблюдать четырехстороннее соглашение об экономическом сотрудничестве с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Тщетно. Восточная Украина продолжает считать его марионеткой американцев, готовой затащить страну в НАТО. Пытаясь отвести от себя эти обвинения и перестать выглядеть ставленником Европы (в частности, Польши, чьи политические руководители зачастили в Киев), Ющенко в минувшее воскресенье даже попросил иностранные государства не вмешиваться во внутренние дела Украины. Может ли он рассчитывать на такое же отношение со стороны Москвы? Это уже совсем другой вопрос, отмечает Le Nouvel Observateur.
Будучи крупным экспортером энергоносителей, путинская Россия широко использует к своей выгоде головокружительный рост цен на нефть. Центральный банк России располагает огромными - невиданными в истории страны - долларовыми резервами. Это нисколько не меняет условий существования беднейших слоев населения, но позволяет Путину вдвое увеличивать ассигнования на научные изыскания в ядерной области и дает ему средства для проникновения на рынки ближайшего зарубежья, в том числе Украины.
Если в 1994 году, в начале президентского срока Леонида Кучмы, глава украинского государства находился с Москвой в довольно натянутых отношениях, то вскоре обстановка явно разрядилась. После обвинений в воровстве российских газа и нефти, транспортируемых через украинскую территорию, в подписании соглашений с НАТО и отправке в Ирак - вопреки позиции Кремля - 1600 украинских солдат (поставленных в подчинение польским командирам), Киев сделал крутой поворот: он подписал четырехстороннее соглашение об экономическом сотрудничестве с Россией, Белоруссией и Казахстаном, в котором Россия выступает в качестве главного партнера Украины.
Впрочем, в своей украинской игре Владимир Путин имеет на руках и другие карты, кроме экономических отношений. Хотя победа его кандидата Виктора Януковича сейчас кажется нереальной, он еще может делать на нее ставку. Он может также спекулировать на требовании жителей Донбасса и других восточных областей о предоставлении им автономии, которая радикально приблизила бы их к России. Однако это рискованная стратегия, так как она грозит установлением в регионе климата холодной войны в условиях, когда Россия пытается вступить во Всемирную торговую организацию и другие международные институты.
Все это дает основания думать, что польский журнал был прав, высказавшись по поводу злосчастного заявления Путина. И задаться вопросом о том, не были ли столь недипломатичные слова предназначены "для домашнего пользования". Ни в одной из бывших советских республик - начиная с России - суд ни разу не решился оспорить результаты выборов. Ни одна из сотен жалоб на вбрасывание в урны бюллетеней в пользу Бориса Ельцина в 1996 году не была рассмотрена. Так же обстояло дело и с избранием Владимира Путина в 2000 году. Таким образом, Украина создала прецедент, который - кто знает? - может повториться и в России.
Отвечая в прошлое воскресенье на вопросы корреспондента ВВС, Виктор Ющенко заявил, что не имеет намерения сделать Украину членом Евросоюза. "Однако он является для нас основным партнером", - сказал он. Сигнал был услышан и понят в России, где пресса нападает на США, обвиняя их в финансировании манифестаций в Киеве.
Газеты цитируют старинную "Песню о полку Игореве": она повествует о походе князя Игоря Святославича на половцев и напоминает, что после первых побед он был разгромлен и пленен. В Кремле, где желаемое часто принимают за действительное, надеются, что Виктор Ющенко станет князем Игорем наших дней.