Советский Союз не собирался участвовать в лунной гонке, а планировал высадить человека на Марсе, утверждает Владимир Бугров, соратник великого конструктора Сергея Королева. Тяжелая ракета Н-1 строилась именно как марсианская, а не как лунная. Полеты же на Луну рассматривались лишь как промежуточный этап - цитирует "Интерфакс"а> интервью с Бугровым, опубликованное "Российской газетой".
Владимир Бугров по поручению Королёва "отрабатывал действия космонавта по программе высадки на Луну", пояснил он в интервью. Проигрыш Советским Союзом лунной гонки - это миф. От лунного проекта просто отказались. До этого же планировали полет на Марс, и ракета Н1 (ее стартовая масса в десять раз больше, чем у той, на которой совершил полет Юрий Гагарин) создавалась именно для марсианской программы. "Полеты на Луну рассматривались. Но лишь как этап отработки марсианского путешествия", - утверждает ветеран космической отрасли. У него сохранились две тетради - совершенно секретная с черновыми расчетами по основным техническим вопросам марсианского проекта и тетрадь с ежемесячными планами.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 50-летний юбилей которого исполняется в четверг, черным по белому было сказано: "Создать автоматическую научную станцию на Луне, космические ракеты для полета на Марс и Венеру, осуществить первые полеты человека в космос, разработать автоматические и обитаемые межпланетные станции и станции на других планетах", - напоминает Бугров. Чуть позже, уже в другом документе, задачу конкретизировали, дополняет он: нужна ракета-носитель для вывода на орбиту вокруг Земли тяжелого межпланетного корабля.
Кроме того, в разработанном в 1960 году проекте постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем освоении космического пространства, опубликованном сайтом "Эпизоды космонавтики", намечалось в развитие постановления от 1959 года разработать межпланетные космические корабли:
"Определить, что при дальнейшем развитии космических исследований в 1963-1965 гг. основными народнохозяйственными, научными и техническими задачами в этой области являются:... создание межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для облета вокруг Луны с возможностью непродолжительного нахождения около Луны, с последующим возвратом на Землю; вес корабля на орбите около Луны и вес при возвращении на Землю составит около 10-12 т, в том числе вес полезной нагрузки до 2-3 т (объект Н-1);
е) создание межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для полета к Луне и посадки на Луну с последующим стартом с лунной поверхности и возвращением на Землю; вес корабля при подходе к Луне составит около 10-12 т; возврат на Землю при старте с поверхности Луны может быть осуществлен при групповом полете нескольких кораблей к Луне со взаимным обеспечением (объекты Н-II);
ж) создание межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для полета к Марсу и Венере с облетом этих планет и последующим возвращением на Землю; вероятная длительность такого полета 2-3 года; изучение планет может быть произведено путем наблюдений с борта корабля, а также при помощи автоматических станций, сбрасываемых с борта корабля на поверхность планеты (объекты Н-II);
з) создание тяжелого межпланетного корабля с экипажем 2-3 чел. для полета к Марсу и Венере для высадки на их поверхность; эта задача может быть решена при условии, что будет осуществлен групповой полет 3-4 кораблей одновременно; возврат людей с поверхности планеты осуществляется на один из резервных кораблей с дальнейшим возвращением на Землю (объекты Н-II)".
Владимир Бугров разъяснил причины отказа от марсианского проекта. Он напомнил о соперничестве между Сергеем Королевым и двигателестроителем Валентином Глушко. "В 1964-м главным оппонентам Королева удается создать у Хрущева иллюзию, что можно высадиться на Луну раньше американцев", - таким образом, предпочтение было отдано лунному проекту. Но к тому времени американцы проработали над ним уже три года, а Королеву отвели в два с лишним раза меньше времени.
3 августа 1964 года Хрущев поручил Челомею организовать облет Луны раньше американцев, тем самым определяя его новым лидером в космонавтике (у Челомея работал сын Хрущева). "Королеву же поручается невыполнимая задача - обеспечить высадку на Луну раньше американцев". Смерть Королева не остановила эту программу, но на фоне двух неудачных запусков Н1 высадка американцев на Луну летом 1969 года вызвала растерянность у руководства. Не поддержали инициативу академика Мстислава Келдыша об отправке космического аппарата к Марсу.
"После гибели Королева некоторые его заместители стали вынашивать собственные планы. В конце 1969 года группа специалистов предприятия (один из участников называет их "заговорщиками") тайком, за спиной главного конструктора Мишина, наобещала секретарю ЦК КПСС Дмитрию Устинову: мол, не мешая работам по марсианскому и лунному проектам, через год можно создать впервые в мире долговременную орбитальную станцию и взять реванш у американцев на новом направлении", - рассказывает Бугров. "Мишина заставили заниматься станциями, несмотря на его категорические возражения. А возражал он не зря. Три первые наши станции не принесли обещанных успехов и были потеряны. Первая экспедиция была сорвана не без помощи специалистов. Вторая закончилась гибелью экипажа".
Мишина отстранили от занимаемой должности. Его сменил Глушко. Запуски двух подготовленных ракет Н1 были запрещены. Производственные заделы и вся документация по марсианскому и лунному проектам уничтожены, - вот финал марсианской программы.
В последнее время США и Россия начали переговоры о совместной подготовке новых полетов на Марс в дальней перспективе.
Действующая федеральная космическая программа, рассчитанная на период до 2015 года, не предусматривает пилотируемых полетов на Луну и Марс, но реализация ряда ее разделов позволит в будущем осуществить такие полеты, заявил заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов на пресс-конференции, посвященной окончанию 105-суточного эксперимента по имитации космического полета к Марсу.
В частности, по словам Давыдова, в России разрабатывается перспективная пилотируемая транспортная система и новые средства выведения, которые будут использоваться для полетов к Луне и Марсу.
К важным направлениям исследований, создающим базу для будущих дальних космических экспедиций, Давыдов отнес и завершившийся эксперимент "Марс-105". "В ходе него исследовались не только проблемы медико-биологического характера, но и технические проблемы будущего марсианского проекта", - отметил замруководителя Роскосмоса.