Башкирская правозащитница Альмира Жукова
Сопротивление
Башкирская правозащитница Альмира Жукова
 
 
 
Башкирская правозащитница Альмира Жукова
Сопротивление

Башкирская правозащитница Альмира Жукова чудом осталась жива после покушения. 27 января в Уфе машину, в которой находилась Жукова, расстреляли в нескольких сотнях метров от здания Следственного комитета республики. Среди нападавших был и действующий сотрудник милиции, сообщает самарское правозащитное информационное агентство "Свобода".

Альмира Жукова - исполнительный директор регионального отделения движения "За права человека и гражданина" в Башкирии, заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии при Общественной палате РФ. Покушение произошло около часа ночи. В машине с Жуковой находились водитель и сотрудник Московской Хельсинкской группы.

Несмотря на то, что с момента нападения прошло уже почти две недели, по факту покушения следственными органами Республики Башкортостан не возбуждено уголовное дело.

Возможно, ход делу решили не давать в преддверии визита в Башкирию премьера Владимира Путина, полагают правозащитники. Путин прилетел 8 февраля в Уфу для участия в заседании правительственной комиссии по развитию информационных технологий. Вместе с Владимиром Путиным в республику прилетел и министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. Главе МВД так же, скорее всего, ничего не известно о нападении на башкирскую общественную деятельницу, активное участие в котором принимали и сотрудники республиканской милиции. Премьер-министр и министр внутренних дел благополучно вернулись из Уфы в Москву.

Между тем, исполнители покушения не скрывают своих имен. Едва не ставшая жертвой вооруженного налета Альмира Жукова хорошо знает людей, непосредственно покушавшихся на ее жизнь и стоящих за этим преступлением. Уже длительное время Альмира Жукова защищает интересы собственников и арендаторов в одном из офисных зданий Уфы. Недвижимость пытается отобрать рейдерская группа, в которую, по информации правозащитницы, входят дети высокопоставленных башкирских чиновников, в частности сын генерала наркоконтроля, бывшего начальника одного из УВД. "Для захватчиков этого здания я все равно как бельмо на глазу, - говорит Альмира Жукова. - Я не даю им безнаказанно это делать. В судах, законными методами они все проигрывали!"

Вечером 27 января рейдерская группа, с привлечением сотрудников милиции, в очередной раз выгнала арендаторов из офисного здания. Жукова приехала на место событий, чтобы выяснить ситуацию и помочь выброшенным на улицу людям с юридической защитой. После того, как страсти улеглись и Жукова поехала домой, ее машину стали преследовать представители компании-захватчика в черном джипе.

В прокуратуре республики Альмира Жукова написала заявление на имя прокурора с просьбой принять во внимание происходящее. Как только Жукова отъехала от прокуратуры, погоня возобновилась. Тогда правозащитница приехала в Следственный комитет при Прокуратуре Республики Башкортостан. "Мне навстречу вышел руководитель Следственного комитета по Республике Башкортостан Касьянов, - говорит Жукова. - Я ему объяснила ситуацию. Он вызвал дежурного следователя и отдал распоряжение принять у меня заявление. Как только я от него вышла и мы проехали буквально 500 метров, дорогу нам преградил Volkswagen Touareg наших преследователей, из которого вышли три человека и открыли по нам стрельбу. Стреляли в то окно, со стороны которого я сидела".

Пули пробили боковое стекло и капот автомобиля. "Я видела нападавших, - говорит Жукова. - Один из них сын генерала - он находился в джипе. Фамилия другого мне также известна. Среди них был и сотрудник уголовного розыска, я видела его на месте рейдерского захвата. Он в нас не стрелял".

Водитель Жуковой побежал за помощью в здание Следственного комитета, до которого было несколько сотен метров. Дорогу ему преградила милицейская машина. Люди, которые в ней сидели, сказали водителю, чтобы тот не поднимал шум, что сотрудники милиции сами разберутся. После этого едва не ставшего жертвой расстрела человека отвезли в РОВД, где не стали выяснять обстоятельства преступления, а пристегнули наручниками и продержали до утра, не давая возможности что-либо сделать.

Это преступление не отражено в хронике происшествий МВД республики. 8 февраля Альмира Жукова была приглашена в Следственный комитет для опроса, где она еще раз рассказала о произошедшем. Несмотря на четкие показания, наличие ранее поданных заявлений в прокуратуру и Следственный комитет, уголовное дело по факту нападения на правозащитницу так и не возбуждено. Не проводилась и экспертиза автомобиля, изрешеченного пулями.

"Те, кто расстреливал нас, поясняют, что мы не подчинились требованию остановиться, - говорит Жукова. - Это бред. Мы дважды заезжали в правоохранительные структуры Республики Башкортостан - в прокуратуру и в Следственный комитет. Они могли бы подъехать и задать все интересующие их вопросы. Вместо этого они раз от раза возобновляли погоню за нами, пока не заблокировали автомобиль и не открыли огонь на поражение. В настоящее время Министр внутренних дел Республики Башкортостан Игорь Алешин вроде бы создал специальную комиссию, которая разбирается в этом деле. Вопрос не в этом. Уголовное дело по факту стрельбы до сих пор не возбуждается. В чем разбирается комиссия?"

В интервью, посвященном преступному бездействию башкирских следственных органов, которое они проявляют по другому громкому делу, Альмира Жукова также заявила: "Во многих регионах сложная ситуация с правоохранительными структурами, но такой, как в Башкирии, как мне кажется, нет нигде". Так она прокомментировала стремление следственных органов замять два дела об убийстве девушек: первую изнасиловали и убили сотрудники милиции Стерлитамака, в убийстве другой подозревается сын главы администрации одного из районов республики.