Западные страны уже полтора месяца воздерживаются от ужесточения санкций в отношении Москвы из-за украинского кризиса, хотя и постоянно грозятся это сделать. В России все это время продолжаются споры о том, насколько губительными оказались ограничительные меры для тех или иных отраслей экономики и какие последствия они будут иметь.
Президент Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров, отвечая на этот вопрос в интервью "Коммерсанту", признал, что в случае отказа американцев от закупок двигателей РД-180 для ракет Atlas, продукция "Энергомаша" может остаться невостребованной на внутреннем рынке.
Комаров пояснил, какие доводы принимал во внимание американский суд, когда накладывал временное ограничение на закупку двигателей. "По РД-180 последние проблемы были созданы не столько Госдепом или санкциями против российских чиновников, сколько частной компанией SpaceX. Она подала в суд на ВВС США и компанию Lockheed Martin Corporation, утверждая, что они покупают двигатели у российского "Энергомаша", а доходы от их продажи поступают физическим лицам, включенным в санкционный список Госдепа США", - сказал глава ОРКК, пояснив, что имелся в виду российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.
В течение недели юристам пришлось доказывать, что "Энергомаш" принадлежит государству, и средства от реализации контрактов не могут поступать физическим лицам. В итоге 8 мая ограничение было снято. "Сейчас наши партнеры говорят о заинтересованности в продолжении закупки двигателей "Энергомаша". Но политический фактор я бы все равно исключать не стал", - говорит Комаров.
Глава космической корпорации признался, что из-за неопределенной политической ситуации под угрозой оказались и другие проекты, в частности, закупки ракеты "Зенит" у днепропетровского "Южмаша". "Сразу скажу: сейчас поставки от "Южмаша" по ранее заключенным контрактам продолжаются и разрыва отношений как такового нет. Руководитель, отвечающий за выполнение контрактов, должен оценивать их выполнение с точки зрения рисков. Нужно оценить будущее проекта, чтобы понимать, насколько наши партнеры могут исполнять свои обязательства", - пояснил он.
В условиях санкций руководство ОРКК вынуждено пересматривать стратегию сотрудничества не только с Украиной, но и со всеми зарубежными партнерами. Как уточнил Комаров, в кооперации участвует не одна и не две страны - ни одно государство не производит всю номенклатуру для создания космических изделий.
"Полагаю, что география поставок, которые в настоящее время идут из США, в ближайшие годы поменяется. А если санкции продолжатся, то очень сильно изменится. Поверьте, не только мы заинтересованы в нормальной и стабильной реализации проектов", - добавил президент ОРКК. По его словам, сейчас России предстоит выбрать стратегию взаимодействия с партнерами, которая определит работу на 15-20 лет вперед.
Так, например, более 70% радиационно-стойких элементов электронно-компонентной базы российских спутников производится в США. После принятия Вашингтоном запрета на поставку комплектующих в Россию, ОРКК пришлось столкнуться с определенными проблемами.
"Я думаю, в краткосрочной перспективе это может нам создать проблемы. Но сейчас мы решаем вопрос по импортозамещению и модифицируем ряд элементов, чтобы довести проекты до логического конца. В долгосрочной перспективе у нас больше не будет оснований расслабляться и надеяться, что наши партнеры по освоению космоса и дальше продолжат поставлять нам свою продукцию, а мы сможем не обращать внимания на необходимость развития ключевых и принципиально новых технологий в России", - сообщил Игорь Комаров, не уточняя, где именно теперь закупаются необходимые микросхемы.
Напомним, украинский кризис и возросшее напряжение между Москвой и Вашингтоном поставили под угрозу российско-американское космическое сотрудничество, не прерывавшееся даже в годы холодной войны. При этом политические решения во многом увязаны с коммерческими интересами американских космических корпораций. В частности, когда США ввели запрет на поставку в Россию космических аппаратов американского производства и тех, в которых используются американские комплектующие, под запрет попали несколько европейских проектов, в том числе телекоммуникационный космический аппарат Astra 2G люксембургской компании SAS, турецкий спутник Turksat 4B и другие.
Заявление вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина о возможности прекращения поставок стартовых двигателей РД-180 для ракет Atlas для военных запусков вынудило конгрессменов выделить деньги на разработку собственных двигателей и обострил конкуренцию между имеющей эксклюзивный контракт с Пентагоном на запуск Atlas корпорацией United Launch Alliance (ULA) и компанией SpaceX. Последней даже удалось добиться судебного запрета на закупку российских двигателей, но он вскоре был снят.
А прозвучавшая из Москвы угроза отказать американцам в доставке астронавтов на МКС российскими кораблями "Союз", по всей видимости, побудила SpaceX ускорить презентацию пилотируемого многоразового корабля Dragon V2, который, как предполагается, уже в 2016 году может взять на себя доставку на орбиту до семи астронавтов одновременно.
Добавим, Госдепартамент США уверяет, что надеется на продолжение сотрудничества с Россией в космической отрасли. Однако в NASA уверены, что обойдутся без русских.