Более 12 тысяч человек подписали петицию на сайте Change.Org с требованием оставить Марину Литвинович в составе Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы, которая контролирует соблюдение прав заключенных.
"Если Марину Литвинович исключат, ОНК потеряет одного из самых активных и деятельных своих членов", - говорится в обращении, авторы которого отмечают, что информирование общества об условиях содержания заключенных не является разглашением тайны следствия, как это пытаются представить "недоброжелатели".
В числе тех, кого навещала Литвинович, были экс-глава Хабаровского края Сергей Фургал и люди, содержавшиеся под арестом в изоляторе в деревне Сахарово после акций протеста в поддержку Алексея Навального. "Она привезла для арестантов в Сахарово 10 тонн питьевой воды, гигиенические принадлежности и обеспечила необходимое для быта: тапки, наборы для линз, теплые носки и многое другое. Среди прочего Литвинович передала 11 кнопочных телефонов и переходники на симки, чтобы обеспечить сахаровцам связь с внешним миром", - подчеркивается в петиции.
"Мы требуем оставить Литвинович в составе ОНК и не препятствовать деятельности правозащитницы", - заключают авторы, предлагая также написать обращение в Совет Общественной палаты РФ и написать благодарности в ОНК Москвы за работу, проведенную Литвинович в Сахарово.
В поддержку правозащитницы также выступили члены Ассоциации независимых депутатов, отметив, что закон предусматривает только два основания для прекращения полномочий члена ОНК по инициативе ОНК: ненадлежащее исполнение членом комиссии своих обязанностей и грубое нарушение Кодекса этики. Ни то, ни другое к Литвинович неприменимо, а разглашение данных следствия, если таковое вообще имело место, само по себе не может быть основанием для прекращения полномочий.
"Согласно ст. 20 Федерального закона N76-ФЗ член ОНК предварительно должен быть уведомлен под подписку о тайне следствия, а ответственность за ее разглашение наступает в соответствии со ст. 310 УК РФ, а значит - не иначе, как по решению суда. По данному случаю нет не то, что решения, не возбуждено даже уголовное дело. То есть юридических оснований для прекращения полномочий М.А. Литвинович не имеется", - подчеркивается в обращении Ассоциации.
"Сам по себе этот повод еще раз демонстрирует общественности нервную реакцию властей на любые попытки расследования отравления А. А. Навального, на действия любых лиц, сколь-нибудь причастных к этому расследованию, на широту репрессий, развернутых в их отношении и резкое неприятие любых попыток защитить их права", - подчеркивают авторы обращения, требуя от Совета общественной палаты РФ отклонить предложение об исключении Литвинович из ОНК, провести разъяснительную работу с членами ОНК Москвы и известить депутатов о принятых мерах.
Ранее большинство членов ОНК проголосовало за исключение Литвинович из ОНК, формальным поводом для этого стало якобы имевшее место разглашение данных следствия по делу против юриста ФБК* Любови Соболь. Марина Литвинович посетила Соболь в изоляторе временного содержания на Петровке в декабре 2020 года.
Тогда Соболь рассказала Литвинович, что у нее забрали защитную маску, обувь и устроили ночной допрос. При этом никаких доказательств, что Литвинович разгласила данные следствия, общественности не предъявили, а для исключения необходимы более весомые поводы, например, систематическое неисполнение обязанностей или нарушение этики.
Как стало известно впоследствии, голосование за начало процесса исключения Марины Литвинович из состава ОНК Москвы инициировал зампред организации Николай Зуев, не имеющий собственно правозащитного опыта. Сама Литвинович считает, что не разглашала данные следствия, а только перечислила следственные действия.
* - некоммерческая организация, внесенная Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента