Михаил Ходорковский и Платон Лебедев останутся в следственном изоляторе вплоть до оглашения приговора по второму уголовному делу против них, которое заканчивает рассматривать Хамовнический суд Москвы. Зачитывать приговор начнут 15 декабря, и, как ожидается, процесс растянется на несколько дней.
Как заявил во вторник "Интерфаксу" глава российской Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер, на период ожидания приговора режим содержания обвиняемых менять не станут. "Какая в этом нужда? Никакой", - ответил он на соответствующий вопрос журналистов.
Интерес к данному вопросу возник не случайно - на следующей неделе, 17 ноября, у экс-главы ЮКОСа и экс-руководителя МФО МЕНАТЕП заканчивается срок содержания под стражей, а прокуратура впервые не вышла в суд с ходатайством о его продлении.
- В "запасе" у прокуроров еще три тысячи томов "материнского дела ЮКОСа"
По закону фигурантам дела должны изменить режим, переместив их из СИЗО в колонию (оба были этапированы в Москву из Читы), однако это невыгодно ни обвинению, ни защите. Эксперты, с которыми связалась "Независимая газета", высказали мнение, что прокуратура намеренно не потребовала продлить арест, рассчитывая на обвинительный приговор.
Тем временем адвокаты Ходорковского и Лебедева готовы обратиться к руководству СИЗО с требованием предоставить льготы для своих подзащитных, предусмотренные общим режимом заключения по сравнению с тюремным.
"С точки зрения уголовно-исполнительного кодекса возникают вопросы, мы наверняка будем ставить вопрос о том, что, например, осужденный, находящийся в колонии, в отличие от человека, находящегося в СИЗО, имеет право на длительные свидания. СИЗО это обычно не практикует, мы и раньше этот вопрос поднимали, но ничего не добились", - сказал "Интерфаксу" адвокат Лебедева Константин Ривкин.
"Это вопрос к руководству следственных изоляторов, но если они за два года не могут поставить в камеру к нашему подзащитному холодильник, я сильно сомневаюсь, что за месяц они будут предпринимать какие-то серьезные телодвижения для того, чтобы облегчить условия содержания наших подзащитных", - отметил он.
"Надо дождаться 17 числа, встретиться с нашими подзащитными и убедиться в том, что у них произошли или не произошли какие-то изменения. В зависимости от этого мы будем согласовывать наши действия", - сообщил он, добавив, что "17 ноября спадет всего-навсего один замок от множества оков". "Никакой общей свободы от этого не наступает", - заключил Ривкин.
По его мнению, максимум, на что может пойти руководство СИЗО - это перевод Ходорковского и Лебедева из одних камер в другие. Их вряд ли отправят в какую-то близлежащую или далекую колонию, чтобы возить на приговор, считает он.
В свою очередь адвокат Ходорковского Юрий Шмидт ранее пояснил, что 17 ноября его подзащитный и Платон Лебедев перестают быть арестованными по данному конкретному делу, но продолжают оставаться осужденными по приговору Мещанского суда. "Поэтому мы можем только предположить, что они могут оставаться в следственном изоляторе уже со статусом осужденных по первому приговору", - сказал защитник.
Дело Ходорковского и Лебедева
Напомним, Ходорковский был арестован в конце 2003 года, Лебедев - в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонии. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.
О втором уголовном деле в отношении экс-руководителей ЮКОСа стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе.
По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует фигурантам "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию".
2 ноября Ходорковский выступил в суде с последним словом, после чего выносится приговор. Свое второе уголовное дело Ходорковский называет политически и коррупционно мотивированным и заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяной компании объясняет тем, что поддерживал независимую оппозицию.
Обвинение ранее попросило для Ходорковского и Лебедева по 14 лет лишения свободы.