Ставропольский краевой суд на заседании во вторник признал двух жителей Ингушетии Руслана Костоева и Зураба Цуроева виновными в убийстве и покушении на убийство пассажиров рейсового автобуса "Пятигорск-Ставрополь" на автовокзале Невинномысска в декабре 2007 года, передает "Интерфакс".
По решению краевого суда за совершение преступления, в результате которого три пассажира рейсового автобуса погибли и 17 получили ранения, Руслан Костоев приговорен к 24 годам, Зураб Цуроев к 23 годам заключения. Из этого срока первые пять лет оба должны будут провести в тюрьме, а оставшиеся годы - в колонии строгого режима.
Суд также удовлетворил гражданские иски потерпевших на общую сумму 1 миллион рублей, которая должна быть взыскана с подсудимых.
После оглашения приговора Цуроев, отвечая на вопрос судьи, заявил, что "приговор ему понятен, но не справедлив". Защита обвиняемых намерена опротестовать приговор в Верховном Суде РФ.
Ставропольский краевой суд признал Костоева и Цуроева виновными по ч.2 ст.209 (участие в устойчивой вооруженной группе), ч.3 ст.30, п."а","е","ж","з" ч.2 ст.105 (покушение на убийство и убийство более двух лиц, совершенное общеопасным способом группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений или по найму, сопряженное с бандитизмом), ч.2 ст.167 (умышленное повреждение имущества, совершенное общеопасным способом, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия), ч.3 ст.222 (незаконные приобретение и ношение оружия и взрывчатых веществ, совершенные организованной группой) УК РФ.
Уголовное дело слушалось в закрытом режиме коллегией из трех судей. Журналистов пригласили только на оглашение приговора. Последнее слово было предоставлено обоим подсудимым на заседаниях, которые также прошли в закрытом режиме.
По данным следствия, организатором взрыва рейсового автобуса "Пятигорск-Ставрополь" в декабре 2007 года является житель Ингушетии Али Тазиев по прозвищу "Магас" - руководитель банды, состоящей из жителей Ингушетии. Он объявлен в розыск. По материалам дела, Тазиев разработал план совершения массового убийства граждан на территории Северо-Кавказского региона "путем подрыва взрывного устройства в рейсовом автобусе".
К исполнению преступления Али Тазиев намеревался привлечь одного из жителей Ингушетии, не задействованного до этого в преступной деятельности банды, чтобы тот смог открыто передвигаться в общественном транспорте.
С этой целью в ноябре 2007 году в незаконное вооруженное формирование был вовлечен Руслан Костоев, на которого была возложена обязанность подобрать исполнителей преступления из числа своих знакомых. Костоев - бывший оперуполномоченный управления наркоконтроля республики Ингушетия. До этого он работал во вневедомственной охране.
Следствие утверждало, что Костоев получил самодельное взрывное устройство от Али Тазиева и предложил совершить преступление своему знакомому Зурабу Цуроеву за 100 тысяч рублей.
Также установлено, что 9 декабря 2007 года Цуроев прибыл на автовокзал Пятигорска и сел в качестве пассажира в рейсовый автобус "Пятигорск-Ставрополь", в котором ехало не менее 40 человек.
Он заложил взрывное устройство, замаскированное под литровую бумажную упаковку из-под сока, в салоне автобуса и вышел из "Икаруса" в районе села Киан Андроповского района Ставропольского края. Взрыв в автобусе произошел во время его остановки на автовокзале Невинномысска. В результате три пассажира погибли, 17 получили ранения. Следствие не установило способ, которым взрывное устройство было приведено в действие.
В качестве заряда устройства использовалось взрывчатое вещество на основе гексогена и алюминиевой пудры, снаряженное готовыми поражающими элементами в виде стальных шариков и роликов. Подсудимые в ходе судебных слушаний виновными себя не признали. Перед вынесением приговора были оглашены показания Костоева и Цуроева, данные ими суду.
"Костоев виновным себя не признал, пояснив, что с Али Тазиевым он не знаком, а признательные показания давал под давлением оперативных сотрудников. Зураб Цуроев не отрицает, что ехал в рейсовом автобусе Пятигорск-Ставрополь 9 декабря 2007 года. Но поясняет, что ехал в Ставрополь отдыхать и сдавать анализы. По дороге он угощал женщин яблоками и бананами. Потом ему позвонил начальник и вернул его для выполнения работ", - говорилось в обвинительном заключении, оглашенным судьей на заседании во вторник.
Однако суд счел вину подсудимых доказанной на основании показаний свидетелей и потерпевших, а также на основании данных следствия. В частности, одним из доказательств стало то, что на одежде Цуроева были обнаружены следы гексогеносодержащего вещества. Следы взрывчатых веществ были выявлены и на купюрах, которыми он расплатился с водителем рейсового автобуса за проезд.
Между тем, на предварительном следствии подсудимые заявляли, что действительно совершили указанное преступление, однако полагали, что жертв не будет, и что переданное им взрывное устройство - "хлопушка", то есть очень слабое по мощности устройство.
Как отмечается в обвинительном заключении, целью взрыва в рейсовом автобуса было "нарушение общественной безопасности и дестабилизация обстановки в Северо-Кавказском регионе". Число жертв могло быть больше, если бы взрыв произошел в пути следования автобуса. Из салона автобуса по его прибытию в Невинномысск практически все пассажиры вышли на время остановки. Во время взрыва в его салоне находилось пятеро человек, трое из которых скончались.