Министр образования и науки Дмитрий Ливанов признался, что не одобряет деятельность организации "Диссернет", занимающейся проверкой диссертаций известных людей на плагиат. Глава ведомства также поведал, что окончательный вариант процедуры проведения школьного сочинения пока не принят.
Ливанов в интервью газете "Коммерсант" пояснил свое отношение к диссертационному скандалу. По его мнению, "эта история с диссертациями - не сама болезнь, а лишь ее симптомы". Дело в том, что в начале 90-х годов высвободилось огромное количество преподавателей и ученых в области марксизма, политэкономии и научного коммунизма, которые лишь поменяли вывески на кафедрах, но никакой современной науки там так и не появилось.
По словам Ливанова, история с диссертациями началась не с политиков, а в профессиональной среде, когда защищались абсолютно пустые диссертации. "В принципе неважно, украл человек текст или сам написал бессмысленный набор слов, за которым нет никакого нового содержания", - уверен глава Минобрнауки. В итоге эта сфера стала коммерциализироваться, и ряд людей решили, что престижно быть обладателем ученой степени. "В результате у нас такой репутационный кризис", - резюмировал Дмитрий Ливанов.
Хотя министр считает, что надо проводить проверки диссертаций на плагиат, однако делать это должны специалисты. Ливанов раскритиковал деятельность "Диссернета". По его мнению, проблему активисты так и не вскрыли. Касаясь причин этого, Ливанов объяснил, что, во-первых, факт плагиата может устанавливать только эксперт. Во-вторых, члены "Диссернета" на своем сайте размещают только негативные результаты, и непосвященному в проблематику человеку в итоге кажется, что все ученые - жулики и обманщики, а это не так.
По мнению Ливанова, неправильно также проверять диссертации только политиков и бизнесменов, так как если эту деятельность политизировать, то получается политическая акция. "Она не имеет никакого отношения к естественному желанию научного сообщества очистить свои ряды от фальсификаторов и халтурщиков", - считает министр.
Как отметил глава Минобрнауки, в настоящее время перед его ведомством стоит задача проверить массив диссертаций, который накопился в электронном виде. Так как проверить все диссертации технически невозможно, эксперты должны сосредоточиться на том, чтобы найти и закрыть те диссоветы, где работают ученые, нарушившие научную этику. По предварительным оценкам, фальсификациями занимались примерно 250–300 советов.
Напомним, громкий диссертационный скандал разразился после проверки Минобрнауки, проведенной в начале прошлого года в МПГУ. Тогда президиум ВАК лишил ученых степеней кандидатов и докторов наук 19 плагиаторов. В июле ректор МПГУ Виктор Матросов был снят с должности.
После скандала интернет-активисты организовали регулярные проверки диссертаций известных людей. В частности, сообщество "Диссернет" обнаружило плагиат в диссертациях чиновников Минобрнауки - заместителя министра образования Александра Климова и главы Рособрнадзора Сергея Кравцова. Недавно активисты взялись и за коллег Ливанова по кабинету министров - заимствования были обнаружены в кандидатской диссертации министра транспорта Максима Соколова.
Но самым громким было исследование на плагиат диссертации детского омбудсмена Павла Астахова. Первоначально сообщалось, что Российская государственная библиотека, проверила его научную работу и нашла там 99% заимствований. Вскоре в РГБ открестились от экспертизы, а потом пояснили, что она носила неофициальный характер.
Окончательный вариант проведения сочинения пока не выбран
В интервью главы Минобрнауки "Коммерсанту" речь зашла и об обязательном выпускном сочинении, которое со следующего учебного года чиновники планируют ввести в программу. Как признался Дмитрий Ливанов, окончательного варианта проведения сочинения чиновники пока не выбрали.
По словам министра, в частности, предлагается сделать сочинение именно выпускным экзаменом, в отличие от ЕГЭ, по результатам которого происходит еще и прием в вузы. Обсуждается и второй вариант, при котором будет расширена уже существующая в ЕГЭ "часть С" (написание эссе на заданную тему), ее объем увеличат в три-четыре раза.
Есть и третий, более радикальный, вариант - проводить ЕГЭ по русскому языку после 9-го класса. Еще одно предложение: после 9-го класса проводить экзамен по русскому только на грамотность, а после 11-го уже писать сочинение. Каждый из вариантов имеет и плюсы, и минусы, поэтому надо все взвесить, пояснил Дмитрий Ливанов.
Как заверил министр, изменения будут вводиться поэтапно. В следующем учебном году это будет, скорее всего, обновленный, "немножко модифицированный" аналог привычного школьного сочинения, сообщил Ливанов.
О том, что уже в следующем учебном году выпускникам школ придется писать итоговое сочинение, президент Владимир Путин заявил в ежегодном Послании Федеральному собранию 12 декабря. Уже в конце декабря Путин поручил правительству обеспечить это и представить доклад о проделанной работе 1 августа 2014 года.