Генпрокурор Юрий Чайка представил в среду сенаторам результаты проверки некоммерческих организаций на соответствие закону об "иностранных агентах". Они оказались весьма занятными: в деятельность таких НКО оказались вовлечены некоторые высокопоставленные госслужащие, представители политических партий и госучреждений. Имен глава надзорного ведомства не назвал, зато указал на президентский Совет по правам человека (СПЧ): там обнаружилось сразу семь представителей НКО.
- НКО бесконтрольны, пожаловался Чайка. Закон, видимо, ужесточат
Руководители данных НКО декларируют, что удалены от политики и не хотят регистрироваться в качестве "иностранных агентов". При этом они "продолжают находиться в СПЧ, через который стремятся оказать воздействие на органы власти, проводят экспертизу проектов нормативно-правовых актов, вносят свои предложения об изменении законодательства", заявил генпрокурор, которого обильно цитирует РИА "Новости".
Очевидно, эти слова соотносятся с так называемым "делом экспертов", которое с февраля этого года потихоньку раскручивает Следственный комитет. Он периодически ведет допросы членов экспертной группы при СПЧ, решившей в 2011 году, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев осуждены незаконно.
22 кандидата в "иностранные агенты", 43 "фантома" и десятки нарушителей
Выступая на заключительном перед парламентскими каникулами выездном заседании Совета Федерации в Петербурге, Чайка опроверг, что проверки НКО были массовыми. По его словам, проверено менее половины организаций, об иностранном финансировании которых заявлял Росфинмониторинг.
Тем не менее Генпрокуратура сумела выявить 22 организации - кандидата на попадание в список "иностранных агентов". Как заявил глава ведомства, только по собственным отчетам этих организаций они получили из-за границы свыше 800 миллионов рублей за три года. О каких именно НКО идет речь, он не уточнил, но доложил, что предпринято все необходимое, чтобы они были включены в список: внесены соответствующие представления и возбуждены административные производства.
Впрочем, гораздо больше, а именно 43 НКО, финансируемых, по данным Росфинмониторинга, из-за рубежа, и вовсе не были найдены по указанным адресам, продолжил Юрий Чайка. Кроме того, Генпрокуратура в ходе проверок выявила более 20 нарушений налогового законодательства - в основном в регионах, включая Подмосковье. А также случаи хищения и растраты денег иностранных грантодателей - в этом отличились НКО в Оренбургской области.
"Террористические" НКО и хранители экстремистских материалов
Организации проверяли в том числе на экстремизм, что тоже дало результаты. Три НКО были уличены в терроризме, суды получили заявления об их ликвидации и запрете их деятельности. Как информировал Чайка, два из них уже удовлетворены: одна из таких организаций располагалась в Москве, другая в Кирове.
Наконец, прокуроры выявили факты хранения и распространения некоммерческими организациями экстремистских материалов: "В частности, они обнаружены в библиотеке фонда Исследований исламской культуры. Руководителю фонда внесено представление, материал направлен в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании", - сообщил генпрокурор.
НКО бесконтрольны, пожаловался Чайка. Закон, видимо, ужесточат
В целом по итогам проверки Юрий Чайка заключил, что, несмотря на принятый закон об "иностранных агентах", действующие на территории России некоммерческие организации бесконтрольны. У них остаются возможности избежать проверки своей деятельности, например, приняв решение о самоликвидации. Так поступила недавно Ассоциация в защиту прав избирателей "Голос", переродившись в общественное движение, что позволяет работать без образования юридического лица.
Кроме того, порядок госконтроля (проверка проводится не чаще одного раза в три года) оставляет НКО достаточно времени для того, чтобы выполнить поставленные иностранными спонсорами цели, в том числе и те, которые затрагивают государственные интересы России, сказал глава надзорного ведомства.
Чайка сделал вывод, что бесконтрольности НКО способствует несовершенство закона, допускающее его неоднозначное толкование. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко выразила готовность вместе с Генпрокуратурой внести изменения в этот закон, "чтобы сделать его прозрачным, понятным и обязательным для исполнения". Видимо, теперь нужно ждать ужесточения формулировок, которые поставят НКО перед дилеммой: регистрироваться в качестве "иностранных агентов" (а следовательно, полностью сдаваться на милость госконтролеров), либо прекращать свою деятельность.
Напомним, президент Владимир Путин еще в апрельском интервью немецкой телерадиокомпании ARD озвучил точное число действующих в России "политических" неправительственных организаций (654) и сумму переведенных им денег из-за рубежа (28 миллиардов 300 миллионов рублей только за четыре месяца, из них 855 миллионов - через дипломатические представительства).