Пресненский следственный отдел начал проверку в связи с распространением обозревателем "Эха Москвы" и "Новой газеты" Юлией Латыниной "ложной информации" о неготовности регионов, в том числе Татарстана, к борьбе с коронавирусом в эфире радиостанции. Это следует из поступившего в редакцию "Эха" письма следователя, которое цитирует "Новая газета".
Претензии СК вызвал эфир программы "Код доступа" от 11 апреля, в котором Латынина зачитала обращение медиков, пересланное ей главой "Альянса врачей" Анастасией Васильевой. В нем медработники из Нижнекамска рассказывают о нехватке средств защиты и тяжелых условиях труда.
В письме также говорится, что в марте в городе зафиксировали 1300 пациентов с двусторонней пневмонией (в 2019 году, как указано в обращении, их было 79), но при этом ни одного теста на коронавирус проведено не было. "А по телевизору говорят о свободной ситуации и что наш город чуть ли не единственный в Татарстане, где нет зараженных коронавирусом людей", - заявили медики.
Кроме того, Латынина заявила о проблемах с защитными средствами в Уфе и Ставрополе, где после появления заболевших запретили менять маски и халаты, а на совещании медсестер "сказали, что будут принудительно вычитать из зарплаты по 1 тысяче рублей на химзащиту".
Следователи попросили редакцию радиостанции "оказать содействие в обеспечении явки" Латыниной в следственный отдел для дачи объяснений. СК также хочет выяснить, по какому адресу журналистка соблюдала самоизоляцию в период действия ограничительных мер. Адвокат Латыниной Марина Андреева рассказала, что ждет, когда с ней свяжется следственный отдел. В то же время ей непонятно, в чем "ложность" озвученной информации и для чего СК сведения о том, где Латынина находилась в самоизоляции.
Юлию Латынину вызвали в Следственный отдел. Она зачитала в эфире обращение врачей Нижнекамска. pic.twitter.com/fKn2KlUHvC
— Новая Газета (@novaya_gazeta) June 10, 2020
В начале июня врачи, медицинские эксперты и руководители благотворительных фондов, обратились с письмом к вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой и министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой принять срочные меры из-за дефицита средств индивидуальной защиты для медиков.
Участники группы обращают внимание на сохраняющийся дефицит средств индивидуальной защиты (СИЗ) для медиков, организационные и ресурсные проблемы в медицинских учреждениях. Эксперты предлагают реформировать регулирование закупки средств защиты, так как существующая система в условиях пандемии "парализует деятельность системы здравоохранения". Особенно это важно в условиях второй волны пандемии, которая может наступить осенью.
Требования к средствам защиты по перепрофилированным под коронавирус учреждениям и тем, которые принимают пациентов с другими потенциально коронавирусными диагнозами, не разведены. Опрошенные из так называемых чистых клиник при этом говорят, что больные с подтвержденным коронавирусом уже проходили через них и продолжают поступать. В результате подавляющее большинство руководителей медучреждений лишены возможности внятно рассчитать потребность в средствах защиты.
Опрос также показал, что значительная часть респондентов боится открыто говорить о дефиците средств защиты. 43% опрошенных медиков охарактеризовали эту тему как "опасную и рискованную для любого комментирования и обсуждения". Ситуацию усугубляет запрет на распространение недостоверной информации, который только усиливает атмосферу страха и вынуждает передавать информацию в открытые источники анонимно и через третьи руки, что ведет к искажению информации.
Один из инцидентов, связанных с этим, произошел в Чечне: глава региона Рамзан Кадыров назвал провокаторами и потребовал уволить сотрудников больницы в Гудермесе, которые жаловались на нехватку средств защиты для работы с больными коронавирусом. Сами врачи по существующей в республике традиции впоследствии извинились за свои слова, заявив, что не были должным образом информированы об объеме имеющихся средств защиты.
Между тем, по оценкам написавших Голиковой экспертов, производство российских респираторов, защитных костюмов и медицинских перчаток не может полностью покрыть потребность в этих изделиях. Потребность в респираторах закрыта на 27%, в перчатках - на 17%, а отечественное производство противочумных костюмов покрывает лишь 11% от необходимого.
Ряд средств индивидуальной защиты органов дыхания, защитные костюмы из мембраны, в которых нуждаются врачи, не имеют регистрационного удостоверения Росздравнадзора и не могут быть закуплены больницами. Как пояснил президент Ассоциации производителей средств индивидуальной защиты Владимир Котов, проблемы с получением регистрационного удостоверения Росздравнадзора возникают у производителей респираторов, которые применяются в "красных" зонах.
По мнению авторов письма, усовершенствования требует и система госзакупок в условиях пандемии коронавируса. Лимиты на закупки приводят к тому, что по итогам закупочных процедур выбирается поставщик товара низкого качества по завышенным ценам. Сейчас лимит закупки у единственного поставщика составляет 600 тыс. руб., при этом годовой объем закупок, который можно реализовать таким образом, не должен либо превышать 2 млн руб., либо не превышать 10% совокупного годового объема заказчика. Авторы письма просят снизить или полностью отменить эти ограничения.
Для решения проблем с нехваткой у медиков СИЗ авторы письма предлагают принять срочные меры, организовав систему ежедневного централизованного мониторинга объемов производства средств защиты, наличия их у поставщиков и недельные потребности на уровне каждого медучреждения. Также предлагается организовать анонимное анкетирование всех медработников по теме обеспеченности средствами защиты и официально разрешить руководителям больниц и поликлиник обращаться за помощью в обеспечении средствами защиты к благотворителям, общественным организациям и СМИ. Для мониторинга потребностей в средствах защиты можно создать и использовать публичную интерактивную карту.
Производителям средств индивидуальной защиты органов дыхания предлагается автоматически выдать регистрацию Росздравнадзора, повысить или отменить ограничения на закупку средств защиты через закупки "малого объема", а также предусмотреть возможность финансовой поддержки медорганизаций, не имеющих средств на закупку средств защиты в должном объеме.