Инициатор так называемого "письма 55-ти" в защиту российского правосудия Денис Дворников опроверг сведения о том, что заявление было "организовано" чиновниками администрации президента РФ. Послание, опубликованное на фоне второго обвинительного приговора экс-руководителям ЮКОСа, было воспринято общественностью как письмо против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, и вскоре появилась информация о "подлинных авторах" письма - представителях Кремля.
"Это абсолютно наша инициатива. Мне даже обидно читать такие публикации", - сказал Дворников, являющийся исполнительным директором общественного комитета "За открытость правосудия", "Интерфаксу". "Я не думаю, что у администрации президента есть время заниматься письмом небольшой общественной организации", - сказал Дворников.
- Экс-подписантку Волочкову письмо удивило. Она язвит в адрес Тины Канделаки
- Крашенинников поддержал "письмо 55-ти", осудив героизацию преступников
Впрочем, его слова резко противоречат анонимным заявлениям некоторых подписантов. Одни пояснили, что их попросил подписать обращение лично заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Другие рассказали, что с ними связывался советник департамента гуманитарной политики и общественных связей управления по внутренней политике администрации президента Сергей Мельников, а с кем-то разговаривал руководитель этого департамента Иван Демидов.
Мельников в департаменте курирует связи президентской администрации с Общественной палатой и работает с президентским Советом по правам человека, он же принимает участие в рабочей группе, занимающейся распределением грантов НКО.
Напомним, в "письме 55-ти" говорится, что в последнее время на фоне второго процесса по делу руководителей НК ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева общество оказалось втянуто в кампанию по дискредитации судебной системы. По мнению подписантов, "широкая дискуссия об обеспечении независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых общественных активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие".
Как уверены авторы письма, помилование фигурантов дела ЮКОСа, возможность которого в последнее время так активно обсуждается в обществе, становится "способом давления на президента и попыткой сталкивания его с судебной системой".
В одном из интервью Дворников заявил, что к созданию документа его подтолкнуло скандальное интервью пресс-секретаря Хамовнического суда Натальи Васильевой о том, что приговор по делу ЮКОСа якобы написал не судья Виктор Данилкин, а судьи Мосгорсуда. По словам Дворникова, о похожем письме 2005 года он узнал только тогда, когда начал готовить свое обращение.
А в своем блоге в интернете Дворников пожаловался, что против него началась настоящая травля. "Идет настоящая травля. Я думаю, что мы поздновато выступили с этим обращением. Сегодня попытка защитить государственный институт вызывает у многих чувство опущения матки и спазм в скулах. Хотя ничего, кроме требования соблюдать грани приличия при обсуждении судебной деятельности в нем нет", - написал он.
Всего под обращением подписались 55 человек, в том числе глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена, ныне президент ТПП Сергей Катырин, главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер, заслуженный мастер спорта, депутат Госдумы Владислав Третьяк, заслуженные артисты РФ Аскольд и Эдгард Запашные, телеведущая, член Общественной палаты РФ Тина Канделаки, певец, народный артист РФ Николай Расторгуев и другие. Расторгуев и братья Запашные подтвердили "Интерфаксу", что поставили подписи под обращением.
Подписавшие новое письмо уверяют, что его суть не в том, чтобы оценивать справедливость приговора Ходорковскому, а в том, чтобы на решения по этому и другим громким уголовным делам не было никакого политического давления. Однако из ТЕКСТА письма следует, что в манипулировании общественным мнением и беспрецедентном давлении на правосудие авторы обвиняют не кого-нибудь, а именно родственников, адвокатов и сторонников Ходорковского и Лебедева.
Крашенинников поддержал "письмо 55-ти", осудив героизацию преступников
Председатель комитета Госдумы по законодательству, глава Ассоциации юристов России (АЮР) Павел Крашенинников считает недопустимым любое давление на судебные органы. "Убежден, что это явления одного порядка - стремление повлиять на судей путем так называемого "телефонного права" либо прямого подкупа, либо формирования искаженного общественного мнения, особенно по резонансным уголовным делам", - сказал Крашенинников "Интерфаксу".
Он отметил, что понимает позицию тех 55-ти известных людей, которые подписали коллективное письмо о недопустимости любого давления на судебные органы.
"Достаточно часто по резонансным уголовным делам в обществе складывается неадекватное праву мнение о содеянном и происходит героизация правонарушителей", - подчеркнул Крашенинников. В качестве примера он сослался на такие громкие дела, как дело так называемых "приморских партизан", убийство россиянином швейцарского авиадиспетчера в связи с авиакатастрофой, в которой погибли российские дети.
"Приморские партизаны" - неофициальное название группы из 6 лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений в Приморском крае, в частности, в отношении сотрудников органов МВД в феврале-июне 2010 года. В октябре 2010 года в интернете появилось видеообращение "приморских партизан" в котором молодые люди, обвиняя сотрудников МВД Российской Федерации в преступлениях, утверждают, что действуют осознанно.
Виталий Калоев - россиянин, уроженец Северной Осетии, потерявший в авиакатастрофе над Боденским озером всю семью. Авиадиспетчер швейцарской компании "Скайгайд" датчанин Петер Нильсен был убит 25 февраля 2004 года. Основной версией убийства, рассматривающейся швейцарской полицией, стала месть Калоева. Он был признан виновным и приговорен к восьми годам заключения. 8 ноября 2007 года Калоев решением суда был освобожден за примерное поведение по отбытии части срока. С января 2008 года назначен заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии.
Крашенинников обосновал две главные причины, которые, по его мнению, влияют на такое искаженное формирование в обществе представлений о том или ином судебном процессе и конкретном уголовном деле. "Это происходит, во-первых, потому, что мы еще не залечили раны, которые были нанесены обществу известными событиями в 30-40-х годах прошлого столетия; а во-вторых - из-за недостатков в работе юридического сообщества: ведь защитники и обвинители на судебном процессе не должны выступать по принципу "сам дурак", а должны четко и внятно аргументировать свои позиции с точки зрения права", - подчеркнул Крашенинников.