Во вторник иностранная пресс подводит итоги визита лидеров десятка государств в Москву на празднование 60-й годовщины окончания Второй мировой войны в Европе.
Французская Le Figaro считает, что хозяин Кремля, задавшись целью возродить величие своей страны, видел в этих торжествах уникальную возможность подтвердить международный престиж России (перевод публикует Inopressa.ru).
На Красной площади собрались все великие лидеры мира, чтобы почтить память пожертвовавших собой для победы над фашизмом 27 миллионов советских граждан. Без них союзникам не удалось бы одержать победу и дать Европе свободу. Однако престиж России был бы даже еще выше, если бы Владимир Путин пошел дальше и произнес слова покаяния и сожаления о том, что Советский Союз в течение 50 лет оккупировал пол-Европы, навязав ей свою коммунистическую диктатуру, пишет газета. Он этого не сделал. Поэтому руководители Эстонии и Литвы бойкотировали торжества в Москве.
Для того, чтобы мы могли жить вместе в Европе, Германия признала свои преступления. Ровно то же самое только что сделала Япония по требованию китайцев. Между тем России, очевидно, трудно признать злодеяния Сталина.
Налицо даже противоположная тенденция. Назвав 25 апреля крушение СССР "самой большой геополитической катастрофой столетия", Владимир Путин показал масштабы ностальгических настроений. А возрождение авторитаризма в России иногда наводит на мысль, что сталинский режим является примером того величия, о котором помышляет бывший аппаратчик КГБ, считает газета.
Именно обеспокоенность этим обстоятельством выразил в Риге Джордж Буш, осудив советскую "тиранию" и заявив, что в интересах самой России иметь "вдоль своих границ демократических друзей и союзников". Это, по мнению Le Figaro, серьезное указание Кремлю. Оно является частью демократического крестового похода, который американский президент ведет по всему миру - на Ближнем Востоке, в Грузии, на Украине и в Центральной Азии, где режимы, поддерживавшиеся Москвой, рухнули под народным натиском.
Газета отмечает противоречивость интересов США и России. С одной стороны, страны всего "ближнего зарубежья", где Москва имеет свои жизненные интересы, являются мишенью демократического наступления, направляемого из Вашингтона. Вместе с тем Россия остается ядерной державой и является стратегическим партнером как для США, так и для Европы. "Поэтому следует избежать того, чтобы она почувствовала себя загнанной в ловушку. Не потворствуя ее посягательствам на демократию, наши руководители должны убедить хозяина Кремля, что он и его страна только выиграют от ставки на демократию внутри России и за ее пределами. Именно так Россия вновь обретет свое былое величие", - заключает Le Figaro.
По мнению американской The Washington Times, программа поездки американского лидера в Европу стала правильным сочетанием кнута и пряника для Путина. С одной стороны, выступая в Литве, президент Буш назвал коммунистическое продвижение в Восточной Европе "одной из величайших ошибок истории". Кроме того, Буш предостерег Путина от вмешательства в процесс развития демократии в соседних государствах. Затем в воскресенье американский президент внес более умиротворяющую ноту в отношения Москвы и Вашингтона - отдал дань памяти российским жертвам Второй мировой войны, принял участие в торжествах на Красной площади в честь 60-летия Победы союзников над гитлеровской Германией, а потом около полутора часов обсуждал лично с Путиным ключевые вопросы, в том числе распространение ядерного оружия и израильско-палестинский конфликт. Затем в понедельник он отправился в Грузию - выразить поддержку молодой демократии.
Как отмечает The Washington Times, таким образом была продемонстрирована справедливая оценка недавней истории. Российский народ принес героическую жертву, чтобы одержать победу над нацизмом. С другой стороны, Иосиф Сталин, погубивший столько же людей, сколько и Гитлер, поработил Восточную Европу. До тех пор пока Россия демонстрирует тревожные признаки обновленного авторитаризма, Путин нуждается в том, чтобы ему напоминали, что Запад не потерпит захвата власти за счет зарождающихся демократий в Латвии, Украине и самой России, пишет издание. Вот почему Буш упомянул "оккупацию и коммунистическое угнетение" балтийских государств в речи, произнесенной в Риге, к немалой досаде Путина.
Путин среди прочего руководил процессом уничтожения независимой прессы в России. Его силами были существенно ослаблены судебная и избирательная ветви власти, не говоря уже о его вызывающих тревогу сделках с Сирией и Ираном, а в "оранжевой революции" на Украине он ошибся при выборе позиции. Вкупе с ностальгией по советской эпохе, сквозящей во многих его выступлениях, все это говорит о том, что Путин явно нуждается в предупредительном сигнале, что возрождение централизованной государственной власти будет воспринято на Западе без одобрения и не пойдет на пользу интересам России, отмечает The Washington Times.
Между тем газета указывает, что Путин остается незаменимым партнером в области международной политики и самое главное - в войне с террором. Российское сотрудничество в программе по защите от распространения ядерного оружия Proliferation Security Initiative (PSI) и других программах по нераспространению является ключевым. Решение израильско-палестинского конфликта также может быть ускорено с помощью участия России. Президент Буш нуждается в том, чтобы Путин принимал участие в его основных инициативах в области международной политики, и свидетельство тому - его частная беседа с Путиным по вопросам нераспространения и израильско-палестинского конфликта. По окончании встречи в Москве ни о каком достигнутом соглашении объявлено не было. Однако помощники обеих сторон объявили ее успешной. Если встреча Буша и Путина была продуктивной, это имеет очень важное значение: ей предшествовало ухудшение отношений и серия неудачных шагов президента России. Настоящим показателем успешности встречи станут ее результаты. Как отмечает The Washington Times, встреча с президентом Бушем стала очередным напоминанием об обязательствах России. Речь идет о противодействии распространению ядерного вооружения, дальнейшей войне с террором, одновременно с этим России необходимо пересмотреть тревожащее отступление к авторитаризму. Это нелегкая задача для российского правительства, успехи которого в этой области были переменными.
Еще одна американская газета The Washington Post пишет, что торжества в Москве ненадолго объединили мировых лидеров. На время празднований на Красной площади Буш и Путин забыли о разногласиях в интерпретации послевоенных событий ради демонстрации международной солидарности. Отголоски холодной войны, звучавшие в последние дни по всей Европе, уступили место обещаниям объединиться против нового врага - терроризма.
В краткой речи перед парадом Путин заявил, что страны и народы должны сделать все возможное, чтобы не закрывать глаза на возникновение новых смертоносных доктрин, которые могут стать плодородной почвой для новых угроз. Для Буша это был редкий момент, когда он отступил в тень. За целый день в Москве он публично не произнес ни единого слова, а затем отправился дальше по намеченному маршруту, в Грузию.
Невысказанными остались разногласия по поводу наследия послевоенного советского господства в Восточной Европе. На пути в Москву Буш сделал остановку в Латвии, где признал, что миллионы европейцев в 1945 году сменили одну тиранию на другую. Но Путин отверг предложения США, касающиеся денонсации советской оккупации стран Балтии.
Если Буш и испытывал неловкость во время торжеств в честь Красной армии, он никак это не проявил. Президент Клинтон приезжал в Москву на 50-летие (Победы) в 1995 году, но бойкотировал парад в знак протеста против войны в Чечне. Присутствие Буша было уступкой Путину, отмечает The Washington Post, несмотря на напряженность, возникшую из-за перекосов в российской демократии. В свою очередь из уважения к чувствам представителей Запада Мавзолей Ленина, где выставлено на обозрение тело основателя советского государства, был заслонен большим экраном.
Тем не менее Буш нашел способ выразить поддержку россиянам, борющимся против консолидации власти Путина. В своем московском отеле президент в частном порядке встретился с 18 представителями СМИ и правозащитных организаций. Трое из них имели возможность обратиться к нему напрямую. Людмила Алексеева из Московской Хельсинкской группы выразила озабоченность по поводу российской демократии и упомянула наступление Кремля на нефтяную компанию ЮКОС и ее акционеров. Встреча воодушевила ее и других участников. "Встреча была важна, - заявила Алексеева, - так как она сигнализировала нашим властям, что США поддерживают такие организации". На публике два лидера продолжали демонстрировать взаимную приязнь.
Торжества проходили на фоне продолжающихся изменений в России, которая ищет свою национальную идентичность спустя почти 14 лет после того, как она возникла из руин СССР. Как отмечает The Washington Post, Россия, возглавляемая бывшим офицером КГБ, все сильнее тоскует о былой славе погибшей империи. Во время торжеств несколько раз звучал старый советский гимн, появившийся при Сталине и реанимированный Путиным вскоре после прихода к власти в 2000 году. Рядом с Могилой Неизвестного Солдата, куда Буш возложил цветы, находится монумент советским городам, отличившимся в войне. Недавно Путин распорядился заменить название одного из них на "Сталинград". До тех пор на плите было его нынешнее название - Волгоград.
Гораздо больше, чем в США, Великая Отечественная война, как ее здесь называют, присутствует в российской национальной мифологии и вспоминается как исторический период триумфа. Многие новобрачные посещают военные мемориалы в день свадьбы, в понедельник по телевидению непрерывно шли военные фильмы. День Победы, который в России отмечают 9 мая, а не 8 мая, как на Западе, по выражению Путина, является "святым днем". Праздничные мероприятия привлекали простых россиян, но мало кого из них пустили на Красную площадь. Кремль не пустил на парад даже представителей иностранных СМИ, которым пришлось смотреть его по телевидению. В центре города было необычно тихо, на улицах можно было увидеть только вооруженных милиционеров, так как многие москвичи по просьбе властей уехали на дачи.