Верховный суд РФ повторно подтвердил законность указа президента Владимира Путина о засекречивании личных потерь Минобороны в ходе спецопераций в мирное время, отклонив апелляционную жалобу несогласных с таким поворотом событий.
"Апелляционная инстанция постановила жалобу на решение суда первой инстанции, которым указ, расширивший список сведений, составляющих гостайну, признан законным, оставить без удовлетворения", - цитирует РАПСИ вердикт ВС от 10 ноября. Теперь августовское решение ВС по этому указу вступило в законную силу.
Однако противники указа не намерены сдаваться. "Мы готовим новое обращение в Конституционный суд", - заявил "Интерфаксу" один из истцов в ВС, адвокат Иван Павлов. Решение апелляционной коллегии ВС он назвал ожидаемым "с учетом общественного интереса к подобного рода информации, возникновение уголовных дел по обвинению граждан в госизмене, сборе и разглашении гостайны".
Позднее депутат Госдумы Дмитрий Гудков отметил, что теперь заявители будут пытаться "достучаться" до Конституционного суда РФ, однако пока этого не случилось, парламентарий призвал учиться "жить в новой реальности".
"Объясню, почему. Представьте ситуацию, что ваш родственник погиб в Сирии. Или на Украине. Или в любом другом месте, где Минобороны проводит "спецоперацию", не считая нужным сообщить об этом обществу. Вы похоронили родственника, написали пост или рассказали об этом знакомым. Готовьтесь сесть в тюрьму: вы разгласили государственную тайну. Ровно это следует из указа президента. А погибнуть российский солдат теперь может где угодно: Совет Федерации дал разрешение вводить войска не в Сирию, а в любую точку земного шара", - написал депутат на своей странице в Facebook.
Напомним, Путин 28 мая подписал указ, в соответствии с которым потери личного состава Минобороны "в мирное время в период проведения специальных операций" переносятся в разряд военной тайны. Ранее это правило распространялось только на военное время. После президентского указа за разглашение информации о потерях Минобороны РФ в мирное время стало грозить уголовное преследование по статье "Государственная измена".
Обжаловать этот указ попытались ряд юристов и журналистов. В июне был подан соответствующий иск в ВС. Среди заявителей были журналисты Аркадий Бабченко, Павел Каныгин, Тимур Олевский, Григорий Пасько, депутат Заксобрания Псковской области Лев Шлосберг и многодетная мать Светлана Давыдова, обвинявшаяся в государственной измене. По мнению истцов, указ президента противоречит конституционному праву на поиск, получение и распространение информации.
Однако 13 августа ВC отклонил этот иск, признав указ законным. Позднее в ВС разъяснили, что сведения о военных потерях в мирное время могут содержать информацию, относящуюся к государственной тайне, например "сведения о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения", а также о военно-политической обстановке, во время которой произошли потери личного состава.
При этом в ВС сочли, что засекречивание потерь не ущемляет право журналистов на доступ к информации и права человека в общем.
В Кремле поясняли, что указ Путина не связан с событиями на Украине. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, подобный режим секретности, с точки зрения "соответствующих ведомств", "наилучшим образом соответствует государственным интересам".