В России разрабатывается новый порядок похорон высших руководителей страны. Об этом рассказал управляющий делами президента Владимир Кожин в интервью "Российской газете".
Кожин пояснил, что регламент, определяющий все ритуальные церемонии, разрабатывает его ведомство совместно с Минобороны. По прогнозам управделами, документ появится уже к концу года. По словам Кожина, в ходе похорон первого президента России Бориса Ельцина возникла проблема "печального свойства: ритуальные вопросы", которые в законе прописаны не были. "Об этом всегда не хочется говорить и размышлять заранее, но проблема обнаружилась, и мы сделали выводы", - подчеркнул управделами президента РФ.
- Мавзолей, Кремль и квартиры бывших чиновников: планы управделами
Кстати, на вопрос о судьбе "дачи Ельцина" Кожин ответил, что семья первого президента ее "естественно, освободила" и теперь проживает самостоятельно.
Как хоронили Ельцина
Напомним, похороны Ельцина обнаружили своеобразную проблему: в современной России не сложилась церемония церковного погребения государственных деятелей такого ранга. Если раньше и было отпевание - будь то по желанию умершего или его родственников - заупокойное богослужение совершалось заочно. В апрельской церемонии пришлось сочетать элементы государственных похорон и православного обряда. Отсюда непривычное, быть может, на первый взгляд сочетание разнородных элементов ритуала - воинский караул у гроба и заупокойное богослужение с упоминанием полного государственного титула Ельцина и его отчества (в последний раз такое поминовение совершалось на похоронах императора Александра III 117 лет назад).
Первый президент был похоронен 25 апреля в Москве. После отпевания под звон колоколов Храма Христа Спасителя, проект которого согласовывался с Борисом Ельциным, траурный кортеж с его телом отправился на Новодевичье кладбище, открытое им для всенародного посещения в 1987 году. Кортеж возглавляла машина сопровождения, за которой двигался катафалк, окруженный почетным эскортом мотоциклистов. Колонну замыкали машины с родными и близкими первого президента России, а также автобусы с руководством РФ и представителями зарубежных стран.
Борису Ельцину были оказаны все воинские почести как бывшему верховному главнокомандующему: рота почетного караула Кремля, лафет, троекратный орудийный салют, прозвучал государственный гимн, о котором Ельцин отзывался неодобрительно.
Мавзолей и квартиры бывших чиновников: планы управделами
Еще одна "ритуальная" тема возникает в связи с судьбой Мавзолея. На вопрос, как он относится к идее выноса тела вождя, Кожин ответил, что сейчас ничего трогать нельзя. "Мы только-только отходим от революции, от бесконечных политических баталий, страна стала нормально жить, работать, богатеть. Но только тронь эту больную тему - и волна пойдет по всей стране, всколыхнет наших родителей, бабушек, дедушек", - убежден управделами. Этот вопрос он предлагает решить позже посредством референдума.
Сейчас Мавзолей находится на балансе Федеральной службы охраны. Расходы на поддержание температурного режима, охрану и мероприятия медицинского характера составляют несколько десятков миллионов рублей в год.
А пока после парламентских и президентских выборов начнется ремонт 14-го корпуса Кремля, где сейчас работают основные службы Администрации президента РФ, рассказал Владимир Кожин. По его словам, этот корпус остается первой и основной болью для Управления делами: он не ремонтировался с 30-х годов прошлого века. При этом в нем сосредоточены все основные службы администрации президента, службы охраны и многое другое.
Проект уже готов, а работы начнутся сразу после того, как пройдут парламентские и президентские выборы. На время ремонта кремлевские службы переедут в нынешнее здание Конституционного суда.
Также, рассказывая о ближайших перспективах российских политиков, Кожин напомнил, что свое служебное жилье в Москве обязаны будут освободить депутаты Госдумы, которые сложат свои полномочия после декабрьских думских выборов.
При этом, по словам Кожина, ушедшие в отставку министры кабинета Михаила Фрадкова в "дачном вопросе" повели себя очень дисциплинированно. Например, Герман Греф позвонил сразу же и попросил лишь короткое время на переезд с госдачи.
На вопрос, могут ли бывшие депутаты отказаться покинуть столичные квартиры, управделами ответил: "Вероятность этого - ноль целых ноль десятых". Это невозможно благодаря соответствующей поправке в закон, и никакой возможности использовать это жилье после истечения срока полномочий, а тем более - приватизировать его, у депутатов нет.
"Мы, естественно, будем подходить по-человечески, дадим отъезжающим время на сборы, но все это в разумные сроки. Затем квартиры отремонтируют и передадут новым депутатам", - добавил Кожин.