Скандал вокруг смерти в московском СИЗО очередного заключенного - директора одной из столичных школ, подозревавшегося во взяточничестве, - продолжает набирать обороты, обрастая новыми подробностями. Так, стало известно, что родственникам погибшего 47-летнего Андрея Кудоярова сообщили о случившемся не сразу, а лишь спустя несколько дней. В настоящее время Следственный комитет России проводит доследственную проверку инцидента. Правозащитники негодуют и грозят организовать собственное, независимое расследование.
Как сообщил адвокат погибшего Александр Манов, он и родственники Кудоярова узнали о его смерти не от сотрудников СИЗО, а из СМИ, а официальное извещение поступило лишь спустя несколько дней после происшествия. "Мой подзащитный скончался в субботу, но и я, и его родственники узнали о смерти только в воскресенье, из сообщений в СМИ. Только сегодня представители следственного изолятора официально сообщили о произошедшем и рассказали, как можно получить тело для захоронения", - сказал Манов в понедельник "Интерфаксу".
- Учителя школы молчат, родители заступаются за директора
Адвокат также подчеркнул, что следствие не идет на сотрудничество с защитниками Кудоярова. "От нас скрывают всю информацию. Родственникам ничего не говорят", - заявил он в интервью Business FM. В связи с этим остается неясным, была ли Кудоярову своевременно оказана квалифицированная медицинская помощь.
По словам адвоката, утром в субботу у Кудоярова случился приступ, его "повели зачем-то в медкабинет, стали реанимировать, вызвали скорую". "Скорая приехала очень поздно, и он скончался. Думаю, он не пережил тех несправедливостей, которые были в отношении него. И вообще, у него было больное сердце", - рассказал адвокат, добавив, что у умершего была хроническая гипертония.
Манов подчеркнул, что он и его клиент "представляли и в Главное следственное управление СК РФ по Москве, и в суды справки о том, что Андрей Владиславович болен, но эти доводы, как водится, не были услышаны правоохранителями".
"Были предложения о залоге, поручительство в том числе главы местного органа самоуправления. Но судьи вели себя резко и очень грубо. Ничего это не дало", - рассказал Манов. Несмотря ни на что, следствие настаивало на содержании обвиняемого под стражей, "и суды - Никулинский районный и Московский городской - трижды согласились с этим ходатайством следователя".
"Причина, почему это так произошло, там был какой-то Петров в этом же округе, который тоже был директором и он скрылся. Следователь боялся, что и Кудояров скроется", - пояснил Манов.
Вместе с тем он назвал решение суда об аресте Кудоярова неоправданным, так как тот "не чувствовал себя виновным и не собирался скрываться". "Он (Кудояров) имел постоянное место жительства в Москве, а санкция статьи позволяла не применять столь суровую меру пресечения", - отметил адвокат. "Я неоднократно говорил, что его (Кудоярова) постигнет судьба Магнитского. Но меня никто не слушал, всем было наплевать", - посетовал защитник.
Он заявил, что убежден в невиновности своего бывшего подзащитного. "Деньги, вину в получении которых следствие пыталось вменить Кудоярову как взятку, нельзя рассматривать таковыми. К моменту передачи средств ребенок уже был зачислен в первый класс, и его отец сам предложил дать денег на ремонт школьных туалетов", - сказал Манов.
Он напомнил, что Кудояров и его защита настаивали на рассмотрении уголовного дела судом присяжных, "поскольку были убеждены, что он был бы оправдан за отсутствием состава преступления".
Правозащитники требуют судить руководство "гулаговского" СИЗО - там не услышали сигнал Кремля
Расследованием обстоятельств смерти еще одного заключенного в российском СИЗО занялись различные правительственные и правозащитные организации. "Члены нашей комиссии находятся в этом СИЗО, они занимаются проверкой и выяснением обстоятельств смерти директора школы. А дальше уже будем принимать решение, как нам действовать", - сообщил Business FM председатель комиссии по правам человека при мэре Москвы Валерий Борщев.
Смерть в московском изоляторе директора школы должна стать поводом для независимого расследования, заявил в свою очередь "Интерфаксу" в понедельник глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. По его словам, очередная смерть человека в следственном изоляторе доказывает - российская правоохранительная система "полна советских пережитков".
"Наши правоохранительные органы почему-то глухи к сигналу, который был подан из Кремля. Президент неоднократно подчеркивал, что не надо применять такую меру как лишение свободы без явной на то необходимости", - сказал Федотов. "В законе сказано, что эта мера пресечения - не обычная, а исключительная. Но наши следственные органы и суды доказывают с упорством маньяка, что надо подследственного упрятать за решетку", - сказал Федотов.
В свою очередь правозащитники призывают провести проверку действий следователей и администрации СИЗО, где скончался Кудояров. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева уже заявила, что они будут требовать возбуждения уголовного дела против начальника тюрьмы и следователей в связи с гибелью в СИЗО директора школы. "Будем инициировать еще одно уголовное дело против начальника тюрьмы, против следователей, надо искать заказчика", - заявила она в понедельник "Интерфаксу".
Правозащитница также сказала, что рабочая группа президентского Совета по правам человека, которая ведет независимое расследование смерти в московском изоляторе юриста Сергея Магнитского, займется изучением обстоятельств гибели Кудоярова. "Обязательно будем этим заниматься, добиваясь реформы тюремной медицины, чтобы она, наконец, была выведена из-под подчинения тюремному начальству и следователей", - сообщила Алексеева.
Она сообщила, что "после смерти Магнитского только в московских СИЗО, по неполным данным, скончались 50 человек. Условия в следственных изоляторах хуже, чем в колониях и тюрьмах. Люди в СИЗО оказываются в пыточных условиях". "Вся эта система - я бы не сказала, что она гулаговская. Она какая-то новая, изощренная и не лучше гулаговской", - сообщила правозащитница.
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев подтвердил "Новым известиям", что за прошедшие 12 месяцев в московских СИЗО, где содержатся 80 тыс. человек, умерли более 50. Одной из важнейших причин, по словам Пономарева, является очень плохое медицинское обслуживание в изоляторах. "Положительной динамики в этом вопросе не наблюдается, в регионах ситуация еще хуже", – заявил правозащитник.
По его мнению, директор, ранее не совершавший уголовных преступлений и подозреваемый в попытке вымогательства сравнительно небольшой суммы, был помещен в СИЗО необоснованно. "В связи с этим ответственность за его смерть ложится на правоохранительную и судебную системы", – заявил собеседник газеты.
Напомним, накануне официальный представитель столичного управления ФСИН Сергей Цыганков сообщил, что директор элитной столичной школы номер 1308 Андрей Кудояров, арестованный в мае нынешнего года по обвинению в получении взятки, скончался в СИЗО-3 в Силикатном проезде на северо-западе Москвы. Тело Кудоярова было обнаружено в СИЗО-3 вчера утром. По предварительным данным, его смерть наступила от острого обширного инфаркта.
Со своей стороны Следственный комитет РФ сообщил, что по данному факту следственными органами СК РФ по Москве проводится доследственная проверка. "Следственными органами СК РФ по Москве проводится процессуальная проверка, назначены необходимые экспертизы для выяснения обстоятельств гибели Кудоярова", - сообщили в СК РФ "Интерфаксу". По результатам проверки следствием будет принято процессуальное решение, добавили в Следственном комитете.
Учителя школы молчат, родители заступаются за директора
Корреспондент радио ВестиFM побывала в школе 1308 и передает оттуда, что руководство школы и учителя находятся "в шоке" и не идут ни на какой контакт с журналистами. Потрясены и родители, которые приходят забирать детей - они говорят, что Кудоярова те очень любили. Удалось пообщаться и со старшеклассниками - для них бывший директор школы был просто "свет в окне".
Ученики очень нежно отзываются о руководителе школы. Говорят, что он принимал участие во всех делах детей. Его участливость - это, наверно, самое главное качество, которое его отличало, рассказывает корреспондент.
Родители говорят, что в школе, действительно, был благотворительный фонд, туда вносили деньги родители, кто сколько мог. Суммы были разные, они не называются, однако фонд был благотворительный, и родители были готовы платить, потому что школа действительно очень хорошая.
На уточняющий вопрос, получали ли платившие какие-то преференции, родители говорят, что самая главная преференция - это хорошее образование детей. Что школа, которую создал Кудояров, самая лучшая, и в эту школу большие очереди. "Поэтому родители все в один голос говорят о том, что они были готовы платить деньги и готовы продолжать платить за образование детей", - говорит корреспондент.