Переговоры между Россией и США по новому Договору о СНВ будут продолжены на следующей неделе, сообщили в пятницу в МИД России.На консультациях в Женеве Москву представляет директор департамента безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов, а Вашингтон - помощник госсекретаря Роуз Готтемюллер. Предполагается, что документ о стратегических ракетах может быть подписан 18-19 декабря в одной из европейских столиц, пишут "Ведомости". Россия и США достигли компромисса: меры контроля в новом договоре будут ослаблены.
Напомним, срок действия прежнего договора СНВ-1 истек 5 декабря. По данным источников, близких к переговорам, Россия настаивает на том, чтобы в новом договоре было включено положение о неприменении инспекций заводов по производству ракет в обеих странах. Эти и другие технические вопросы обсуждаются на нынешних консультациях в Женеве. Они запланированы на всю текущую неделю, но могут завершиться быстрее в случае согласования содержания нового договора.
Президент США Барак Обама 18 декабря посетит Копенгаген, где идет конференция по климату. В это же время - 17-18 декабря - Копенгаген посетит президент Дмитрий Медведев. Цель поездки — участие в конференции, говорит представитель Кремля. По словам источника, близкого к МИД России, подписание Договора СНВ может произойти в ходе этой поездки Медведева в Европу, ориентировочно 18-19 декабря, но не в Копенгагене, а в другой европейской столице.
Обещание парафировать его к 5 декабря оказалось невыполненным. Из Вашингтона поступило сообщение, что не исключено подписание документа накануне 10 декабря, перед тем как президент США Барак Обама прилетит в Осло на церемонию вручения ему Нобелевской премии мира, отмечает "Независимая газета".
А затем речь пошла уже о 18 декабря. Якобы к этому дню переговорщики согласуют текст нового договора. Называют даже европейские города, где может произойти историческое событие. Женева или Прага. Но в тех же сообщениях проглядывает и путь к "отступлению" – последним сроком определили уже предновогодние дни. Если учесть, что 25 декабря на Западе начинаются рождественские праздники и каникулы, то представляется, что и эта дата не совсем реальная.
Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, принимавший, кстати, участие в подготовке Договора СНВ-1, говорил автору: есть опасность, что безрезультатные переговоры по новому соглашению могут затянуться и до майской международной конференции 2010 года по нераспространению ядерного оружия. А это уже катастрофа. Очень многие страны захотят им обладать, если от сокращения стратегических вооружений никак не могут отказаться Америка и Россия.
Основные разногласия по мерам контроля в новом договоре в целом преодолены, констатируют российский эксперт, знакомый с ходом переговоров, и один из руководителей Госдумы. По их словам, ключевой вопрос споров касался открытости телеметрии. США с 2000-х гг. не проводят испытаний, а за пусками российских ракет "Тополь М", "Булава" и других продолжают следить, пользуясь тем, что ракета передает данные о полете в соответствии с требованиями Договора СНВ-1 открыто, а не в зашифрованном виде. В итоге стороны пришли к компромиссу: телеметрия будет открыта в ограниченном количестве случаев.
Относительно противоракетной обороны дискуссия продолжается: Россия выступает за полный запрет на преобразование противоракетных систем в стратегические, способные обнулить ядерный потенциал соперника, и даже прописать это в преамбуле договора. Возможно, в договоре будет положение, разрешающее выход из него в случае развития систем ПРО до уровня, угрожающего российскому ядерному потенциалу, кроме того, Россия настаивает, чтобы договор не мешал разрабатывать многозарядные ракеты наземного базирования, с помощью которых этот потенциал в случае угрозы можно было бы быстро нарастить.
Близок к разрешению третий спорный вопрос: России не нравится односторонний контроль США за мобильными ракетами "Тополь". Скорее всего от этого контроля откажутся вообще, взамен Россия не будет требовать контроля за подлодками, которые составляют основу потенциала США.
По словам эксперта Центра по изучению проблем разоружения Евгения Мясникова, поскольку у США не было мобильных комплексов, аналогичных "Тополю", то меры контроля по СНВ-1 были асимметричными, так же получилось и с телеметрией.
В таких вопросах действует принцип "ничто не согласовано, пока не согласовано все", прокомментировал готовность договора замминистра иностранных дел Сергей Рябков. Но источник в МИДе, близкий к переговорному процессу, косвенно подтвердил, что в новом договоре меньше места уделяется жесткому контролю в пользу отношений доверия: "С самого начала работы над новым договором обеими сторонами ставилась задача сделать будущий режим контроля и верификации менее затратным и более отвечающим нынешнему этапу двусторонних отношений, характеризующихся значительно углубившимся доверием: в таких условиях сохранение прежнего режима было бы не оправданно ни с политической, ни с военной точки зрения".
Если стороны не подпишут новый договор до нового года, процесс рискует затормозиться. Впрочем, продолжение консультаций и взаимных инспекций на основе процедур старого договора вполне реально и даже было бы выгодно Москве.