На традиционной декабрьской встрече президентского Совета по правам человека (СПЧ), сменившего руководителя, с президентом РФ Владимиром Путиным наиболее острые вопросы оказались сняты с повестки дня или упоминались лишь вскользь, подобно теме летних протестов. По мнению экспертов, вместо оппозиционного органа при президенте СПЧ стал "более комфортным" для Путина, пишут "Ведомости".
Встречу готовил прежний руководитель СПЧ Михаил Федотов, который, по мнению коллег, поплатился должностью за выступления членов Совета в защиту участников летних протестов в Москве.
Один из участников встречи рассказал, что процедура ее подготовки радикально изменилась: при Федотове перечень докладов обсуждал и утверждал президиум СПЧ, а новый глава Совета Валерий Фадеев просто собрал предложения. Поэтому список выступавших оставался неизвестен членам СПЧ до начала заседания. Другой собеседник издания никаких радикальных изменений не заметил, единственной просьбой было не поднимать одну тему несколько раз.
Фадеев доложил президенту, что политический характер имеют лишь 16% протестов, граждан также волнует рост тарифов ЖКХ, экологические проблемы и мусорная реформа. Он добавил, что в сфере добровольческого движения произошел "настоящий бум" , институт общественного наблюдения расширен на другие виды кампаний, а 4400 социально ориентированных НКО оказали в прошлом году услуги 22 млн человек
Затронув тему акции 27 июля, Фадеев заявил, что несогласованное шествие 27 июля привело к "массовым беспорядкам", но судебные решения должны быть соразмерны содеянному: "брошенный в сторону полиции пустой бумажный стаканчик не должен приводить к тюремному сроку". Фадеев уточнил, что видит пример такой соразмерности в итогам заседаний по нескольким делам, прошедшим 6 декабря. "Хотя должен сказать, что у членов Совета есть и другие мнения", - заключил он.
Адвокат Генри Резник заявил, что по московскому делу осуждены люди, невиновность которых ясна всей стране, приведя в пример дело Павла Устинова и Егора Жукова. "Получается, всей стране видно, что наше правосудие по такого рода политически мотивированным делам утрачивает фактически остатки независимости", - заявил он. В ответ на это президент заявил, что виновность доказывается в судебном процессе, а на мнение общественности влияют средства массовой информации, которые работают, "исходя из разных мотивов". Президент также заявил, что на решения суда более нельзя влиять, запугивая представителей правоохранительных органов и судов.
Журналист Николай Сванидзе остановился на проблемах при согласовании массовых мероприятий, предложив отменить статью, по которой за неоднократное участие в митингах осудили Константина Котова, и поддержать инициативу бывшего омбудсмена Владимира Лукина об идентификации полиции и сотрудников Росгвардии. Президент выслушал и обещал изучить вопрос, подчеркнув в то же время недопустимость нападений на представителя власти: "Бросил пластиковый стакан в представителя власти - ничего. Потом пластиковую бутылку - опять ничего. Потом бросит стеклянную бутылку, камень, потом стрелять начнут и громить магазины. Мы не должны допустить вот этого!"
В то же время Путин согласился с идеей возврата в подсудность судов присяжных дел против педофилов и чиновников, а также попросил списки жителей Крыма, в том числе госслужащих и участников референдума о воссоединении с Россией, которых преследуют власти Украины. Как рассказал новый член СПЧ, бывший руководитель "РИА Новости Украина" ">Кирилл Вышинский, 6 тысяч человек рискуют арестом при пересечении границы.
Политолог Алексей Макаркин замечает, что, в отличие от Фадеева, суд еще не успел признать протестные выступления в Москве массовыми беспорядками. По его словам, традиционно СПЧ был представительством оппозиции при власти, теперь же власть считает нужным защищать в первую очередь своих людей и лоялистов, а защитников оппозиции будет слушать до тех пор, пока ситуация остается спокойной. Сопредседатель "Голоса" Григорий Мельконьянц констатирует, что ежегодная встреча с правозащитниками стала комфортной для президента: острые вопросы, вроде темы выборов, либо исчезли из повестки, либо, подобно теме летних массовых акций, были затронуты лишь вскользь.
Сами члены СПЧ также рассказали "Открытым медиа", что им не хватило времени на то, чтобы представить президенту проект амнистии, предполагающей освобождение арестованных участников летних протестов. Вопрос о недопуске к выборам Мосгордумы независимых кандидатов также не прозвучал. Ранее собеседники в СПЧ сообщали изданию, что ещё в октябре на заседании президиума Совета было решено, что эти темы, как и репрессии против участников московских волнений, должны стать ключевыми на декабрьской традиционной встрече СПЧ с Путиным. Однако основных докладчиков Илью Шаблинского и Екатерину Шульман вскоре вывели из Совета, разработчик амнистии Тамара Морщакова ушла по собственному желанию после отставок коллег, и в итоге доклад на эту тему сочли "нежелательным".
По словам автора доклада об амнистии Андрея Бабушкина, обсудить с президентом и этот вопрос не удалось по причине нехватки времени: "Я выступал третьим с конца, а перед этим нам пять раз сказали, что президент опаздывает на следующую встречу и попросили укладываться в одну минуту. Мне удалось лишь упомянуть амнистию как один из семи пунктов, которые я подготовил, но, к сожалению, реакции президента услышать не удалось".
Собеседники "Открытых медиа" в СПЧ ранее сообщали, что, несмотря на принятое в октябре на президиуме Совета решение о включении в проект большой амнистии к 75-летию Победы тех составов УК, по которым покарали участников летних акций, подход обновлённого Совета к этому вопросу может быть пересмотрен. Один из собеседников упоминал о недовольстве представителей силовых ведомств включением в амнистию осуждённых участников протестов. Каков итоговый вариант, переданный президенту, в СПЧ не сообщают.