Демократические силы России после президентских выборов могут объединиться в новую коалицию. Решение об этом может быть принято 22 марта в Санкт-Петербурге на большом совещании демократических сил. В четверг за созыв совещания высказался лидер СПС Никита Белых, а в воскресенье идею поддержал экс-премьер Михаил Касьянов. "Яблоко" и "Демпартию" подобная инициатива не воодушевила. По мнению экспертов, эта затея бесполезна, пишут "Ведомости".
Как отмечает издание, в дискуссии о планах на будущее принимали участие член политсовета СПС Борис Немцов, яблочники Илья Яшин и Максим Резник, экс-депутат Госдумы Владимир Рыжков, Гарри Каспаров, правозащитник Лев Пономарев. Возникла идея провести большое совещание в марте, говорит Белых. Организаторы направили приглашения "Яблоку", соратникам Рыжкова, Каспарова, Касьянова, а также правозащитникам.
Касьянов согласился направить своего представителя. Он считает, что объединение необходимо, но не в формате партии - лучше сделать коалицию. Между тем. По мнению Белых, пока речь не идет о создании какой-либо структуры, - надо обсудить, есть ли возможность у демократов выработать общую программу действий.
Руководство "Яблока" в мероприятии участвовать не намерено. Сразу после заявления Белых бюро партии приняло решение о бойкоте "надпартийного" движения "непримиримых демократов". По мнению бюро, участие даже рядовых партийцев в создании подобных объединений "неприемлемо", так как наносит "политический ущерб". Но яблочники все равно поучаствуют в этом мероприятии, уверяет Яшин.
Демпартии приглашение не поступало. Ее лидер, кандидат в президенты Андрей Богданов сказал, что, даже если позовут, не придет: "У нас разные взгляды на тактику - мы живем по Столыпину (20 лет стабильного развития), а им нужны революции, которые в России ни к чему хорошему не приводили".
Тем временем эксперты без оптимизма относятся к новым попыткам демократов объединиться. Так, гендиректор Международного института политэкспертизы Евгений Минченко считает, что демократам пора закрываться, а не объединяться. По его наблюдениям, классический либеральный электорат в России умер - частично эти избиратели стали лояльны к власти, частично маргинализовались.