Верховный суд в среду не стал обязывать кандидатов на должность президента Российской Федерации обнародовать информацию о своих расходах
Архив NEWSru.com
Верховный суд в среду не стал обязывать кандидатов на должность президента Российской Федерации обнародовать информацию о своих расходах В оспариваемом пункте указывается, что ЦИК одновременно с постановлением о регистрации кандидата в президенты передает в СМИ сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе самого кандидата и его супруга
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Верховный суд в среду не стал обязывать кандидатов на должность президента Российской Федерации обнародовать информацию о своих расходах
Архив NEWSru.com
 
 
 
В оспариваемом пункте указывается, что ЦИК одновременно с постановлением о регистрации кандидата в президенты передает в СМИ сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе самого кандидата и его супруга
Архив NEWSru.com
 
 
 
В конце декабря 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев поручил до 15 апреля 2012 года внести в Госдуму проект федерального закона, устанавливающего систему контроля за крупными расходами публичных должностных лиц
Russia Today

Верховный суд в среду не стал обязывать кандидатов на должность президента Российской Федерации обнародовать информацию о своих расходах. Таким образом, судья Татьяна Петрова оставила без удовлетворения жалобу аспиранта Института государства и права РАН Андрея Каплиева, обжаловавшего часть приложения к постановлению ЦИК РФ от 25 мая 2011 года "О комплексе мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность президента РФ, о политических партиях, выдвинувших кандидатов", передает РИА "Новости".

В оспариваемом пункте указывается, что ЦИК одновременно с постановлением о регистрации кандидата в президенты передает в СМИ сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе самого кандидата и его супруга, в том числе о недвижимости, ценных бумагах и транспортных средствах. В то же время постановление не предусматривает информирование избирателей о расходах кандидатов.

В связи с этим Каплиев просил признать постановление ЦИК незаконным, так как, по его мнению, оно противоречит Конвенции ООН по борьбе с коррупцией. Россия, одной из первых ратифицировавшая данную конвенцию в 2006 году, тем не менее не ратифицировала ее 20-ю статью ("Незаконное обогащение").

"Несмотря на то, что Россия ратифицировала конвенцию, за исключением статьи 20, где говорится о необходимости раскрытия расходов, в данном случае конвенцию нужно рассматривать как акт прямого действия. В конвенции есть и другие статьи, которые указывают на необходимость раскрытия расходов", - утверждал Каплиев. Он настаивал на том, что постановление ЦИК "является нормативно-правовым актом, так как затрагивает интересы большого количества граждан, соответственно, оно должно быть приведено в соответствии с международными конвенциями, ратифицированными страной".

А так как данное постановление не предусматривает соблюдение требований Конвенции ООН, соответственно, оно нарушает активное избирательное право, заявлял Каплиев. По его словам, "избиратель должен получить доступ к информации о расходах (кандидатов в президенты), чтобы принять компетентное решение при осуществлении голосования".

ЦИК обвинил аспиранта в попытке поменять законы

В свою очередь представитель ЦИК просил отклонить жалобу Каплиева. Он опроверг то, что постановление ЦИК является нормативным актом, так как оно "не содержит правил поведения для определенного круга лиц". В связи с этим, отметил он, постановление ЦИК не может быть оспорено так, как это сделал Каплиев. Представитель ЦИК также опроверг то, что оспариваемое постановление противоречит Конвенции ООН, напомнив при этом, что проведение выборов президента РФ регулируется "Федеральным законом о выборах президента", а ЦИК является лишь организующим органом, который не вправе изобретать свои правила и подменять собой законодателя. Представитель Центризбиркома также выразил мнение, что Каплиев своими действиями пытается внести изменения в законодательство о выборах, на что не имеет права.

Прокурор также просила оставить жалобу заявителя без удовлетворения, так как федеральный законодатель не предоставляет ЦИК право запрашивать у кандидатов сведения о расходах. Ссылки Каплиева на Конвенцию ООН она назвала несостоятельными, так как данная Конвенция не регулирует избирательное законодательство. Кроме того, Верховный суд не является органом, наделенным полномочиями дополнять правовые акты.

Выслушав доводы сторон, судья отказала в удовлетворении заявления Каплиева. Между тем у сторон остается право подать жалобу на решение в случае несогласия с ним в установленный законом срок.

Отметим, что в конце декабря 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев поручил до 15 апреля 2012 года внести в Госдуму проект федерального закона, устанавливающего систему контроля за крупными расходами публичных должностных лиц, а также за соответствием расходов этих лиц декларируемым ими доходам. 10 января депутат Андрей Скоч ("Единая Россия") внес на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект. Каплиев полагает, что кандидатам на высшую должность на госслужбе необходимо подать пример и самим доложить о своих расходах.

Ранее Каплиев боролся в суде за стипендии для аспирантов

Стоит отметить, что это уже не первая попытка Каплиева оспорить российские законы. Ранее Верховный суд отказал в другом ходатайстве дотошного аспиранта. Тот требовал признать незаконным размер стипендии аспирантов в 1500 рублей, установленный в 2005 году правительством. По мнению Каплиева, такой размер стипендии противоречит конституционным правам аспирантов, гарантирующим им достойную жизнь и свободное развитие. Заявитель требовал, чтобы стипендия аспирантам выплачивалась в размере установленного прожиточного минимума - 6986 рублей.

Отметим также, что оспариваемый акт действовал до 1 сентября 2011 года, после чего стипендии аспирантов увеличивались до 2500 рублей. Ожидается, что в 2012 году эта цифра может дойти до 6000 рублей.

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции. "Незаконное обогащение"

При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.