Массовый бунт, который 8 июня подняли заключенные в лечебно-исправительном учреждении N19 при колонии строгого режима N2 в городе Салават в Башкирии, прекращен, сообщило в четверг региональное Управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН).
По ее данным, осужденные прекратили бунтовать "в результате разъяснительной работы", проведенной УФСИН, администрацией ЛИУ, сотрудниками прокуратуры и членами Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) республики.
"Осужденные сняли плакаты, покинули крышу, разблокировали входы в отрядные помещения. В настоящий момент в отряде проводится уборка. Учреждение функционирует по распорядку дня. Правовую оценку действиям участников акции неповиновения даст прокуратура и Следственный комитет", - говорится в сообщении.
8 июня УФСИН сообщило, что около 100 осужденных в ЛИУ-19 устроили бунт, "требуя освободить лидера группы отрицательно настроенных заключенных, находящегося в отряде со строгими условиями содержания". Бунтовщики забаррикадировались в трехэтажном здании общежития одного из отрядов, заставив мебелью входы и выходы, часть их них забрались на крышу.
При этом, по сведениям УФСИН, непосредственно бунтовщиков было "минимум 60-70 человек", а остальные в этом помещении оказались вынужденно. Среди них были лежачие больные, которым требуется лечение, но бунтовщики не допускали к ним медиков, отмечали в ведомстве.
"Уговорами удалось убедить их открыть дверь отряда. Сейчас колония работает в штатном режиме. Медики допущены в отряд, больные получают лечение и питание", - сообщили РИА "Новости" в пресс-службе УФСИН.
Бунт объяснили нежеланием заключенных заправлять постели
Там подчеркнули: руководство колонии выполнять требования заключенных не будет, потому что они незаконны и незначительны. Кроме требования освободить своего лидера из СИЗО, заключенные также отказывались заправлять постель и убирать территорию, то есть соблюдать правила внутреннего распорядка, поведал собеседник агентства.
ЛИУ N19 - единственная в республике специализированная противотуберкулезная больница закрытого типа. По данным УФИН, здесь лечат осужденных, заболевших туберкулезом, почти со всех регионов страны, и в настоящее время там содержатся более 400 человек, отбывающих наказание на общем, строгом и особом режиме, при этом среди них множество алкоголиков и наркоманов, зараженных помимо туберкулеза ВИЧ-инфекцией.
ЛИУ-19 примыкает к ИК-2, где 10 и 13 мая произошли два бунта подряд. В первом случае более 100 осужденных отказались выполнять "законные требования администрации", избили представителей лагерного "актива", после чего забаррикадировались в помещении одного из отрядов и стали требовать ослабления режима, призывая остальных к массовым беспорядкам и погромам, сообщал региональный СК.
По сообщениям СМИ, тогда заключенные взбунтовались, "не выдержав издевательств со стороны администрации учреждения". По данным СК, в ходе беспорядков были избиты 23 "активиста", сотрудничавших с администрацией этой колонии строгого режима, где отбывают наказание осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Ситуацию удалось урегулировать к вечеру того же дня "без применения физической силы", сообщала УФСИН.
А спустя три дня в этой же колонии более сотни заключенных вновь взбунтовались, пытаясь "помешать следственным действиям в отношении подозреваемых в организации массовых беспорядков" 10 мая: они "били стекла, собрались на плацу, часть из них залезла на крышу отрядного общежития", сообщала УФСИН. И в этом случае с осужденными была проведена "разъяснительная работа" без применения к ним спецсредств, подчеркивали в ведомстве.
По этим случаям возбудили два уголовных дела: по ч. 3 ст. 212 ("Призывы к массовым беспорядкам") и ч. 1 ст. 321 ("Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества") УК РФ.
Между тем в течение мая в российских колониях произошла целая череда различных инцидентов, связанных с массовыми акциями протеста или неповиновения. Правозащитники в этой связи заподозрили, что волна бунтов могла быть намеренно спровоцирована сотрудниками ФCИН с целью оправдать ужесточение тюремной системы с помощью внесенного в Госдуму резонансного законопроекта Минюста, предлагающего расширить полномочия тюремщиков по силовому пресечению беспорядков.
Против этого законопроекта выступили многие известные правозащитники, в том числе уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, ее предшественник на этом посту Владимир Лукин и глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева, недавно вернувшаяся в Совет при президенте по правам человека.