Журналистка Юлия Юзик, которая более недели провела под арестом в Тегеране, считает, что стала жертвой провокации спецслужб Ирана, но не знает, какова была их окончательная цель.
"Меня активно приглашали в течение всего прошлого года, разные люди, и один из последних людей, кто меня звал, - Бахрам Ханлар. Мой бывший шеф по (телеканалу ) IranToday. Он связан со СМИ и спецслужбами Ирана, и потому его гарантии о том, что со стороны иранских спецслужб ко мне нет проблем, я восприняла всерьез", - рассказала она агентству "Интерфакс" в пятницу.
Журналистка заявила, что иранские спецслужбы устроили провокацию, "чтобы выманить меня на территорию страны, арестовать и "потерять". Юзик также предположила, что, возможно, нужна была иранским спецслужбам в качестве ценного источника информации.
Согласно информации на сайте IranToday, который не обновляется с августа 2018 года, телеканал был запущен в 2015 году и он являлся единственным иранским телеканалом, вещающем на русском языке. "Единственная наша задача - показать, что Иран живет своей непростой, яркой, разнообразной и интересной жизнью", - утверждается на сайте.
Юзик отказалась отвечать, общались ли с ней после возвращения на родину представители российских государственных органов или спецслужб для выяснения обстоятельств того, что с ней произошло.
Она также подчеркнула, что случившееся с ней "не какой-то частный случай и не "нарушения визового режима", как ложно было заявлено иранской официальной стороной". "Это очень чувствительная политически история, поэтому российскому государству важно понять, что же произошло на самом деле", - сказала Юзик.
Сама журналистка не намерена требовать расследования того, что с ней случилось, и привлечения к ответственности виновных. "Что касается моей истории, то причины, люди, к ней причастные, для меня лично уже понятны, неделя в тюрьме дала время провести причинно-следственный анализ и все понять. Понять также то, что если бы не успели меня вытащить до судебного приговора, я бы исчезла в Иране навсегда", - сказала Юзик.
Она добавила, что готова публично поддержать любую кампанию в защиту прав заключённых в Исламской Республике, "но пока в Иране такой политический баланс сил, никакие общественные кампании не помогут". "В их тюрьмах бесследно исчезают граждане всех государств мира, а уж про их собственных граждан нечего говорить. Мне повезло, что в данный момент дипломатические отношения России и Ирана на дружественном уровне", - сказала журналистка.
О задержании журналистки стало известно 4 октября. По информации российского посольства в Тегеране, Юзик прилетела в страну 29 сентября по частному приглашению. В аэропорту без объяснения причин у нее изъяли паспорт, пообещав вернуть его на вылете из страны. Женщина не стала сообщать в диппредставительство о сложившейся ситуации. При этом пресс-секретарь посольства Андрей Ганенко заявил, что Юзик "по словам мужа и дочери, ожидала, что столкнется с определенными проблемами".
2 октября бойцы Корпуса стражей исламской революции арестовали Юзик в отеле, выломав дверь в ее номер. Прежде чем связь с журналисткой пропала, она успела сообщить родным, что ее держат в камере на голом полу. По словам матери журналистки, ей инкриминировали работу на израильские спецслужбы, за что в Иране грозит до десяти лет тюрьмы. Однако в понедельник официальный представитель правительства Ирана Али Рабии пояснил, что задержание связано не со шпионажем: у россиянки были проблемы с визой.
Глава Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Михаил Федотов 8 октября обратился к чрезвычайному и полномочному послу Ирана в РФ Мехди Санаи, отметив как недостаточную обоснованность обвинений, предъявленных Юзик, так и отсутствие полноценного контакта с ней.
10 октября Юлия Юзик прилетела в Москву из Тегерана. По возвращении она рассказала Юзик рассказала, что ее подозревали в сотрудничестве с израильскими спецслужбами. "Там, чтобы сделать такое обвинение человеку, достаточно того, что они видели в моем фейсбуке какие-то контакты, переписки или комментарии людей, которые живут в Израиле. Они в Иране считают меня еврейкой. Сказали, что моя фамилия она на фарси звучит как "еврей". Вот этих контактов в Фейсбуке, даже не лично, достаточно, чтобы предъявлять такие обвинения", - рассказала Юзик.
"Я находилась неделю в тюрьме. Моя мама сказала правильно: там действительно был только бетонный пол, мне кинули несколько одеял и все. Правда, меня там кормили. Но я совершенно не знала, где нахожусь. Уже не думала, что когда-то выйду и увижу своих родных, детей. Это очень страшно", - пояснила Юзик, добавив, что у нее не было адвоката, и в течение недели к ней не приходил российский консул.
"Вчера утром мне предъявили новые факты, которые усугубляли мою ситуацию настолько, что я до конца жизни не могла бы выйти. В десять часов вечера или в одиннадцать меня вывезли из тюрьмы и привезли в аэропорт. У меня шок до сих пор", - поделилась журналистка, поблагодарив всех, кто участвовал в пикете у посольства Ирана, и тех, кто призывал освободить ее.