Совладелец и председатель Наблюдательного совета консорциума "Альфа-групп" Михаил Фридман в передаче Ксении Собчак "Собчак живьем" на телеканале "Дождь" рассказал о своем отношении к делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского
tvrain.ru
Совладелец и председатель Наблюдательного совета консорциума "Альфа-групп" Михаил Фридман в передаче Ксении Собчак "Собчак живьем" на телеканале "Дождь" рассказал о своем отношении к делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Михаил Фридман в интервью Ксении Собчак, вспоминая о деловых качествах Михаила Ходорковского, отметил, что он был человеком "умным, талантливым, сильным", но в то же время "безусловно, очень целенаправленным, жестким"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Совладелец и председатель Наблюдательного совета консорциума "Альфа-групп" Михаил Фридман в передаче Ксении Собчак "Собчак живьем" на телеканале "Дождь" рассказал о своем отношении к делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского
tvrain.ru
 
 
 
Михаил Фридман в интервью Ксении Собчак, вспоминая о деловых качествах Михаила Ходорковского, отметил, что он был человеком "умным, талантливым, сильным", но в то же время "безусловно, очень целенаправленным, жестким"
tvrain.ru
 
 
 
На замечание Ксении Собчак, что, отвечая на вопросы про Путина, все крупные бизнесмены очень осторожны ("вроде и внутри не хотят его поддерживать, а выхода другого нет"), Фридман заявил, что "во-первых, это все очень индивидуально"
tvrain.ru

Совладелец и председатель Наблюдательного совета консорциума "Альфа-групп" Михаил Фридман в передаче Ксении Собчак "Собчак живьем" на телеканале "Дождь" рассказал о своем отношении к делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и последней встрече с ним перед арестом. Миллиардер также прокомментировал увольнение директора по контролю за управлением активами "Альфа-групп" Владимира Ашуркова, поддерживающего оппозиционера Алексея Навального. Фридман заверил, что не действовал по звонку из Кремля, а, исходя из своих принципов, просто поставил своего подчиненного перед выбором - бизнес или политика, так как в России заниматься политикой бизнесмену "не вполне приемлемо".

Фридман фактически уклонился от ответа на вопрос телезрителя о его отношении к приговору Ходорковскому. "Я не могу ни соглашаться, ни не соглашаться с этим приговором. Я не знаю обстоятельств. Безусловно, та доказательная база, которая существует вокруг этого приговора из СМИ, она кажется не бесспорной. Но, насколько я знаю, там были самые разные точки зрения, включая президентский Совет по этим вопросам", - сказал cовладелец нефтяной компании ТНК-ВР по этому поводу.

Ксения Собчак попыталась добиться ясности и снова попросила определить его личное отношение к приговору по делу ЮКОСа, заметив, что Фридман знает Ходорковского лучше, чем "мы все, вместе взятые", однако миллиардер снова не сказал ничего определенного, отметив, что знает его "как бизнесмена, а не как неплательщика налогов, в чем его обвиняют".

Конкретизировал Фридман лишь свое отношение к судьбе Михаила Ходорковского, заявив, что считает произошедшее "огромной личной трагедией человека", связанной с длительным пребыванием в местах заключения.

Последняя встреча с Ходорковским: он признался, что готов посидеть

Михаил Фридман в интервью Ксении Собчак, вспоминая о деловых качествах Михаила Ходорковского, отметил, что он был человеком "умным, талантливым, сильным", но в то же время "безусловно, очень целенаправленным, жестким". "Я не могу утверждать - выходил ли он за рамки закона, опять же, но, исходя из моего опыта, он, безусловно, был решительный и, я бы сказал, в каком-то смысле мог быть жестким и жестоким", - отметил он.

Миллиардер рассказал телеведущей о своей последней встрече с экс-главой ЮКОСа осенью 2003 года - примерно за месяц до этого ареста. Бизнесмены неожиданно столкнулись друг с другом, когда со своими компаниями пришли обедать в ресторан "Джусто". К тому времени, вспоминает Фридман, коллега Ходорковского Платон Лебедев уже был арестован, поэтому эта тема была горячей и не обсудить ее было невозможно.

"Естественно, мы отошли с ним, немного поговорили на всю эту тему, и я его, честно говоря, призывал к тому, чтобы он каким-то образом все-таки умерил определенную такую риторику, напор, потому что мне казалось, что я достаточно ясно понимал, что это может привести к очень серьезным негативным последствиям и для него, ну, и не только для него, для большого количества людей из его компании", - признался Фридман.

По его словам, тогда ему показалось, что Ходорковский не до конца верит в возможность такого развития событий, которые произошли в дальнейшем. "Мне показалось в тот момент, что он все-таки считал, что если даже что-то и произойдет, то как-то это будет в более мягкой форме", - уточнил миллиардер. "Он мне сказал такую фразу, я помню: Ну, если такое произойдет, я, в общем-то, готов и посидеть какое-то время", - добавил Фридман. Эта фраза, по его словам, прозвучала с улыбкой, и по тональности разговора казалось, что он всерьез не считает это реальной перспективой.

О Путине: много бизнесменов его искренне поддерживают

В интервью речь зашла и об отношении к Путину со стороны бизнес-сообщества. На замечание Ксении Собчак, что, отвечая на вопросы про Путина, все крупные бизнесмены очень осторожны ("вроде и внутри не хотят его поддерживать, а выхода другого нет"), Фридман заявил, что "во-первых, это все очень индивидуально", "а во-вторых, я уверен, что среди бизнесменов много людей, которые абсолютно искренне его поддерживают".

Миллиардер заверил, что он сам вполне искренне поддерживает избранного президента. В то же время Фридман признал, что "в любой стране мира, даже в самой демократической, у бизнесменов нет никакого желания входить в конфликт с властью".

Об увольнении спонсора Навального: перед ним был выбор - бизнес или политика

Фридман прокомментировал и увольнение Владимира Ашуркова с поста топ-менеджера компании. Отставка директора по контролю за управлением активами "Альфа-групп" не была связана с указанием Кремля, заверил миллиардер.

Бизнесмен также заявил, что он не будет поддерживать оппозицию, так как ему не нравятся методы ее борьбы. Речь об оппозиционерах зашла после того, как Фридман ответил на вопрос зрителя, что его не устраивает в сегодняшней России.

"Мне много что не нравится. Я не думаю, что я буду очень оригинальным. Мне не нравится то, что у нас высокий уровень коррупции, мне не нравится, что у нас происходят события в полиции, которые происходят в Татарстане, мне не нравится то, что у нас отсутствует нормальная конкуренция в разных областях жизни. Все это достаточно банально", - сказал миллиардер.

Ксения Собчак отметила, что по этим пунктам Фридман совпадает со многими оппозиционными лидерами - к примеру, Алексеем Навальным и Борисом Немцовым, что может стать поводом для того, чтобы начать их финансировать.

"Я не совпадаю с ними, видимо, по методам борьбы с ними. Я не думаю, что есть хотя бы один человек в этой стране, которому это нравится. Вопрос - как с этим бороться", - возразил бизнесмен, подчеркнув, что ему "не нравятся любые революционные методы борьбы", так как он предпочитает бороться с негативными явлениями "эволюционным путем".

"Я считаю, что и мирные митинги - это тоже нормальный эволюционный путь. Просто не все лозунги, которые на этих мирных митингах были, как я вам уже говорил раньше, меня устраивают", - пояснил он.

Собчак снова попыталась вернуться к теме возможного финансирования оппозиционеров, заявив, что говорит не о лозунгах, а о программе. "Во-первых, начнем с того, что я не поддерживаю в политике вообще никого спонсированием. Власть в нашей поддержке не нуждается, и это нормально. А оппозицию я не собираюсь финансировать по той причине, что я считаю, что для бизнеса неправильно в наших условиях - активное такое, деятельное участие в политике", - парировал Фридман.

На что телеведущая припомнила бизнесмену ситуацию с увольнением Ашуркова, в которой он все-таки не сохранил нейтралитет: "Вот эта ситуация - Андрей Ашурков, человек, которого вы уволили якобы по звонку из Кремля из-за того, что он финансировал Навального".

"Нет, там была совершенно не такая ситуация. Ситуация была в том, что у нас работал сотрудник на достаточно заметной должности, который занимался активной поддержкой оппозиционных разных вещей и прочего", - возразил Фридман. По его словам, до увольнения он пытался беседовать с Ашурковым, внушая, что "мы живем в России, и, безусловно, вовлечение в такую активную политическую жизнь в наших российских условиях, в общем, для бизнеса не вполне приемлемо".

"Я считаю, что это неправильно, вполне искренне, никогда не занимался политикой и не планирую ей заниматься", - добавил Фридман. "Я ему сказал, что он симпатичный парень, вполне грамотный профессионал, и был полезным человеком для нашей работы. Я ему сказал: Володь, я тебя прошу, если будет такая ситуация, что вот эта политическая деятельность станет заметно влиять на твою работу... то я хочу, чтобы ты понимал, что тебе нужно будет выбрать между работой в бизнесе и политической деятельностью". Ашурков в итоге "выбрал путь - заниматься политикой".