Занесенные в Красную книгу журавли-стерхи, с которыми прошлой осенью полетал на дельтаплане президент РФ Владимир Путин, не вернулись в дикую природу, так как дипломаты не смогли согласовать их зимовку в Узбекистане, заявил газете "Ведомости" руководитель проекта "Полет надежды" Александр Сорокин.
По словам ученого, узбекская сторона на запрос Москвы сообщила, что не возражает против выпуска птиц, но предупреждает о возможных опасностях: в погранзоне для улучшения видимости жгут сухую траву, кроме того, журавлей могут подстрелить с афганской стороны границы. С учетом этого Ташкент посоветовал поискать альтернативные места зимовки. В итоге окончательного согласия на выпуск птиц по каналам МИДа РФ "Полет надежды" не получил, и транспортировку стерхов было решено отложить до весны.
В то же время источник издания в российском внешнеполитическом ведомстве не подтвердил наличие каких-либо проблем с согласованием площадки для стерхов.
По данным "Ведомостей", единственный решившийся на перелет со стаей диких журавлей стерх, самец по кличке Пара, уже не сможет вернуться в дикую природу. Как сообщалось ранее, в Казахстане, куда он долетел вместе с дикими журавлями, на него напали собаки. Птицу спасли люди. Позже журавля поселили в зоопарк города Иванова, где он живет и по сей день.
Владимир Путин принял участие в эксперименте в рамках проекта "Полет надежды" 6 сентября 2012 года. Проект предполагал проводку выращенных в питомнике птенцов стерха с гнездовий в ЯНАО через Западную Сибирь и Казахстан на юг Узбекистана. Президент, находясь за штурвалом мотодельтаплана, совершил три полета под Салехардом, из которых два были с журавлями-стерхами. Смысл акции состоял в том, чтобы приучить выросших в неволе птиц следовать за вожаком.
Затем шесть молодых стерхов в сопровождении мотодельтаплана проделали путь из орнитологической станции Кушеват в Ямало-Ненецком автономном округе до Белозерского федерального заказника в Тюменской области. По плану, в Белозерском заказнике стерхам предстояло подружиться с серыми журавлями и вместе с ними лететь на зимовку. Однако стерхи не захотели лететь на юг, в октябре их вернули в Окский заповедник.